Если ты хочешь чего-то добиться именно для себя, а не для кого-то, то этого надо действительно захотеть, причем так сильно, как, например, избавиться от зубной боли. Это может стать занудным процессом, он потребует от тебя усилий.
Желание
Сначала обратим пристальное внимание на самочувствие. На него влияют сон, полноценное питание, разнообразный отдых и физическая активность. Налаживание всех этих составляющих позволит создать или укрепить тот энергетический фундамент, который позволит мозгу полноценно запоминать и усваивать всю информацию, необходимую для сдачи экзаменов. Здесь, безусловно, не обойтись без помощи всей семьи. Если в семье нет полноценного завтрака, обеда или ужина, то подростку очень сложно не питаться фастфудом, сладкой газировкой или бесконечными чипсами. Все эти продукты, конечно, поддерживают его на ногах, но для мозга питания недостаточно, и половину информации ребенок просто не в состоянии усвоить, так как на это просто нет физических сил. Сон также очень важен, но если в семье информационный шум сохраняется до позднего вечера, то у подростка нет возможности организовать полноценный сон не менее 8 часов, чтобы утром на уроках не клевать носом. А ведь не стоит забывать, что период пубертата требует от организма огромных энергетических затрат.
Интересный отдых предполагает не зависание в телефоне, а поездки, прогулки, экскурсии, объединения по интересам, которые возможно организовать с семьей. Причем в городе создано много интересных локаций.
Физическая активность. В этой сфере, безусловно, важен предыдущий опыт организации такой деятельности подростка. Если он никогда не ходил ни в одну спортивную секцию, то, конечно, трудно организовать необходимую нагрузку, для того чтобы кровь активно приливала к лобным долям мозга и позволяла активизировать когнитивные способности подростка. Но здесь, как ни в одной сфере, важен пример родителей или хотя бы желание, например, поиграть в настольный теннис на улице, благо в городе это сделать просто, такие столы есть в каждом дворе, или совершить утреннюю совместную пробежку. Эти совместные тренировки помогут наладить контакт и доверительные отношения межу ребенком и взрослым.
Эмоции
Сильные эмоции захлестывают наш мозг и блокируют когнитивные функции. Возникновение чувства тревоги – это необходимая реакция организма, мобилизующая подростка в предвидении потенциальной опасности и обеспечивающая ответную реакцию «бороться или бежать». Тревога становится для него проблемой, которая проявляется физиологическими реакциями и подкрепляется негативным мышлением и утратой контроля над поведением в целом. Здесь еще немаловажен фактор внешнего нагнетания ситуации неуспеха и тревоги со стороны родителей и, к сожалению, педагогов. Поэтому мы, взрослые, как более опытные люди можем подготовить подростка к нескольким вариантам исхода экзаменов. Подростку важно быть уверенным, что, если на экзамене что-то пойдет не так, он не останется без поддержки. Что это точно не конец жизни, выход есть всегда. Этот момент для себя очень четко должны осознать родители, и если у них недостаточно информации по организации пересдачи экзаменов, то здесь на помощь придут педагоги школы.
Планирование
Планирование этапа подготовки к экзаменам. И здесь невозможно обойтись без помощи семьи и школы. Когда подросток определяет, какие экзамены он будет сдавать, то консультация педагога-предметника просто необходима: на что обратить особое внимание, на какие разделы, темы, выполнение практического задания, если экзамен такую отчетность предполагает, помочь составить совместно с подростком общий план подготовки к экзамену – сначала по месяцам, потом по неделям, дням, часам. Определить с подростком точно время, которое будет выделено на подготовку к экзамену, и в эти часы не требовать от него заняться уборкой комнаты или каким-то еще делом, не связанным с учебой. Как только подросток увидит, что его занятие значимо для всех членов семьи, то чувство взрослости, которое в этом возрасте возникает, и значимости деятельности позволит ему самому сконцентрироваться на занятиях и добиться результатов.
Наталья КОРЯГИНА, педагог-психолог школы №89 имени А.П.Маресьева
Комментарии