Каждый год в сентябре стартует Всероссийская олимпиада школьников. Все обучающиеся имеют возможность принять участие в ее школьном этапе. Но как школьнику рассчитать свои силы? Как сделать выбор в сторону того или иного предмета? Как выстроить траекторию профессиональной ориентации в современном образовании? Попробуем разобраться с этим вопросом со столичным школьником, учащимся 11-го «Б» класса школы №185, призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии Никитой КРУГЛОВЫМ.
– Никита, как получилось, что ты решил участвовать в олимпиаде по технологии? – С детства я увлекаюсь техникой и технологиями, люблю физику, математику, но и по остальным предметам у меня нет троек, я люблю читать классическую литературу, занимаюсь спортом. В 7-м классе я впервые принимал участие в Московской олимпиаде школьников по технологии. Победа в олимпиаде стала неожиданностью, но помогла понять, что помимо высокого уровня теоретической подготовки нужно сделать что-то свое, что-то уникальное. – Что ты предпринял? К кому обратился за помощью? – Во-первых, олимпиада по технологии включает в себя выполнение тестовых заданий. Мне пришлось серьезно подтянуть этот вопрос. Тесты прошлых лет я взял с ресурса Олимпиада.ру. Вообще сейчас возможности городского образования и электронной инфраструктуры города позволяют многие вопросы решать сразу и дистанционно. Кроме этого, я повторял материал всей программы по технологии. Это было важно, так как формулировки ответов тестов должны быть точными и лаконичными. Во-вторых, олимпиада по технологии включает в себя практические задания. С прошлого учебного года в перечень практических заданий наряду с направлениями «Ручная металлообработка», «Ручная деревообработка», «Электротехника» добавили компетенцию «3D-моделирование и прототипирование». Я два года занимался и изучал 3D-моделирование в школе, где на компьютерах установлен программный продукт Autodesk Fusion 360, есть 3D-принтеры, фрезерные станки с ЧПУ. Помогало ежегодное участие в конкурсах проекта «Школа новых технологий», в прошлом году команда, в которой я был капитаном, победила, выполнив проектные кейсы в рамках «Школы реальных дел». Кроме этого, я проходил интенсивы и участвовал в обучающих мероприятиях ШНТ. Итог – практическую часть я выполнил, набрав максимальный балл. И наконец олимпиада по технологии – это защита проекта. Проект должен быть актуальным, серьезным и значимым. Здесь мне нужны были совершенно другие знания: что-то я узнал на обучающих интернет-ресурсах, что-то нашел в печатной литературе. Большую поддержку оказали специалисты из компании Autodesk и Академии новых технологий. Именно там я узнал о самых инновационных решениях, которые есть в высокотехнологичных отраслях. Мой проект «ЗD-печатная шина и аппарат-генератор низкочастотных колебаний для лечения переломов» был спроектирован мной и напечатан на 3D-принтере в нашей школе. Проект прошел исследование в клинике №1, специализирующейся на травматологии и протезировании суставов. По результатам исследований у 80 процентов пациентов сократились сроки заживления. Кроме того, такой ортез лучше гипсового – кожа при его наложении дышит, его проще и быстрее устанавливать и снимать, он многоразовый. Про мой проект много писали еще до олимпиады новостные сайты, в том числе и за рубежом, мне кажется, даже в Бразилии была публикация. – Что нового ты открыл для себя в процессе подготовки? – Я понял, что теперь я должен делать только качественно и хорошо. Что моя победа – это не только мой труд. Это труд моих учителей, которые много лет меня готовили к этому, это помощь и поддержка моих друзей и одноклассников, которые даже во время моего отъезда на заключительный этап в Армавир дистанционно помогали мне не отстать от основной программы. Понял, что город дает мне возможности для дальнейшего роста. Участие в городском проекте «Инженерный класс» позволит не только получить знания, но и протестировать мой проект на высоком уровне, я научился хорошо выступать публично. Если бы не было такой среды, у меня ничего бы не получилось, и я это хорошо понимаю. Хотелось бы победить, но, к сожалению, не получилось – стал призером. Знаю свои ошибки, знаю, где везение отвернулось от меня. Олимпиада – это хороший опыт! – Что ты предполагаешь делать дальше? – Я в 11-м классе, а значит, мне нужно готовиться и поступать в университет. Я выбрал и хочу учиться в МГТУ имени Баумана. Серьезно готовлюсь и к новому сезону олимпиады, и к сдаче государственной итоговой аттестации. Кроме того, сейчас я являюсь экспертом и провожу проектное обучение и турниры в рамках Московских инженерных игр на площадке нашей школы. Мне предстоит сдавать экзамен на статус сертифицированного специалиста в области инженерного САПР. Участвую в региональном чемпионате JuniorSkills и тоже активно готовлюсь. – Что бы ты посоветовал другим участникам олимпиад? – Нет ничего сложного для участника олимпиады, если ты хочешь победить, готовишься и работаешь над собой. Нужно желание, нужно, чтобы дело, которым ты занимаешься, было интересным для тебя. Нужна команда! Для любого сложного этапа всегда надо усиленно готовиться, решать всевозможные задачи, преодолевать себя. Это всегда очень интересно! Ольга ПОПОВА, директор школы №185
Комментарии