search
main
0

Как по нотам. Детской музыкально-хоровой студии «Радуга» – 40

​1972 год. Одиннадцатым чемпионом мира по шахматам становится 29-летний американец Роберт Фишер. На датский престол вступает королева Маргрете II. Советский Союз отмечает 50-летие со дня своего основания. На отечественные экраны выходят военная драма «А зори здесь тихие», комедии «Джентльмены удачи» и «Большая перемена». А в Доме пионеров подмосковного Реутова открывается детская хоровая студия «Радуга».

Считается, что рожденным в високосный год уготована судьба непростая, но яркая. «Радуга» тому еще одно подтверждение. За свои сорок лет она сменила множество адресов: квартировала по очереди в четырех школах, а последние годы обитала в западном крыле детского сада №20. Полгода назад вновь переехала. На сей раз юных музыкантов любезно приютила реутовская школа №5. Будет ли у «Радуги» когда-нибудь собственный дом – вопрос из разряда вечных, как, например, есть ли жизнь на Марсе. По мнению начальника Управления образования Реутова Владимира Розанова, сегодня студия должна подняться над бытовыми неурядицами и «расширить зону влияния», войдя со своей программой дополнительного образования в каждую городскую школу. Чтобы все дети, независимо от того, в какой части Реутова живут, могли во второй половине дня заниматься музыкой по уникальным, зарекомендовавшим себя «радужным» методикам. «Такой опыт уже был. Когда я работал завучем в школе №6, мы с директором «Радуги» Татьяной Анатольевной Шаврадзе постоянно организовывали совместные концерты наших ребят. Это должно вернуться. А вопрос, где при этом будет находиться кабинет администрации студии, согласитесь, вторичен. «Радуга» – гордость нашего города, поэтому не волнуйтесь, без крыши над головой не останется», – заключает Владимир Леонидович. Как человек не может прожить сорок лет безоблачно, без взлетов и падений, так и в школьной биографии чего только не встретишь. Особенно если ее герои – музыканты, с чувствами обостренными, звенящими, как струны. Когда задули голодные ветры 90-х, многие педагоги уходили. Мучительно, со слезами, но уходили. Искусство – это благородно, но сыт им не будешь. «И знаете, что самое интересное? – говорит Татьяна Шаврадзе, 27 лет простоявшая у руля студии. – Когда жизнь вокруг наладилась, почти все вернулись. Потому что за годы в «Радуге» такая атмосфера сложилась теплая, неповторимая, такие отношения особые, что не отпускают, тянут назад, домой».Праздничный юбилейный концерт «Радуги» открылся фотолетописью. На черно-белых, тронутых временем снимках девочки в белоснежных школьных фартуках, мальчишки в пионерских галстуках на фоне непременного портрета Ленина. Сегодня это уже совсем взрослые люди. Где-то среди этих косичек и бантов – выпускница 1983 года, а ныне директор Реутовской гимназии Елена Питьева. А рядом с ней, возможно, и Елена Жигульская, окончившая «Радугу» в 1981-м, а сейчас возглавляющая школу №1. Фотографии все мелькают, воскрешая давно прошедшее: выступления разных лет старшего, среднего и младшего хора на сценах школ, домов культуры, в храмах и  в легендарном зале имени Чайковского. Строгие черные костюмы с белыми воротниками и алые концертные платья. Меняются хозяйки, остается настроение: возвышенное, полное чувства собственного достоинства и безусловной избранности. – Хоровых студий в России не так уж и много, – утверждает Татьяна Шаврадзе. – Так что мы по-своему уникальны: все наши дети учатся не только играть на самых разных инструментах, но и профессионально петь. А что такое голос? Это живой музыкальный инструмент, божественный, владеть которым – особый дар.  Помимо хоров дети занимаются в вокальных ансамблях, кто-то пробует себя в сольном академическом пении. Наша гордость – народный хор «Прялица». Руководит им Светлана Власова, выпускница Петербургской консерватории. Она не только  музыкант, но и самый настоящий исследователь, много лет изучает фольклор, так что наша «Прялица» – это не просто «псевдонародность», но настоящее искусство, исконное, глубинное, древнее.Татьяна Анатольевна по привычке говорит «наш хор», «наши дети», «мои педагоги». Несмотря на то что недавно передала бразды правления новому директору, своей преемнице Ирине Ивановой, отвыкнуть от «Радуги», перестать болеть ею пока не получается. Да и студия отказывается считать Татьяну Шаврадзе бывшей. Шутка ли, столько лет вместе. Поэтому ничего удивительного, что в этот праздничный вечер самые теплые слова благодарности именно ей. Гостей собралось немало. И все с подарками, конечно. Управление образования дарит «Радуге» какой-то необычный американский ситец для костюмов фольклорного хора. Администрация Реутова и Фонд социальной поддержки населения – денежные сертификаты. Свои подарки и у городского профсоюза, и у учебно-методического центра. Все педагоги получают грамоты и благодарности от главы города, а преподаватель фортепиано Ирина Торбина – Почетную грамоту губернатора Московской области. В ответ – музыка, много прекрасной музыки. На сцене все звезды «Радуги» – пианисты, флейтисты, аккордеонисты, певцы. Величественная «Аве Мария», легкий, звенящий Гершвин, старинные казачьи напевы, за душу берущие романсы – все, чему учились эти годы, на суд гостям. Зал полон выпускников. Здесь и совсем юные студенты, для которых грозное сольфеджио и длинные сложные партитуры  – еще совсем недавнее прошлое, и родители, которые сегодня водят в «Радугу» уже собственных детей. Мария Сидорычева окончила Московскую регентскую семинарию, служит регентом в Николо-Архангельском храме. А в «Радуге» учатся теперь двое ее сыновей. Вспоминает свои «радужные» годы и студентка Уральской консерватории, дипломант Всероссийского конкурса романсов Ольга Липгарт: «По-хорошему завидую вам, ребята, у вас еще все впереди. Будьте такими же азартными, какими были когда-то и мы. И если что-то с первого раза не получатся – не отчаивайтесь. Музыка благодарна лишь смелым и настойчивым». Не все «птенцы» смогли приехать на юбилей, но студия помнит каждого. В фойе открыта звездная галерея. Здесь портреты тех, кто в большой жизни избрал себе музыкальную дорогу: Алексей Неклюдов учится в Академии хорового искусства им. Попова, Анатолий Левочкин играет на ударных в рок-группе «Кипелов»,  Анастасия Кононенко поет на бэк-вокале у Николая Баскова и Ани Лорак, Константин Смирнов – композитор-аранжировщик команды «Моральный кодекс», Кагита Ромади – студентка факультета эстрады ГИТИСа, а Александр Фрик окончил областное музыкальное училище им. Прокофьева.  Выпускница 2003 года Светлана Шокина после музыкального колледжа им. Скрябина вернулась в родную студию преподавателем фортепиано. Впрочем, «Радуга» – это не только былые победы и триумфы. Сегодняшние ученики ни в чем не уступают своим предшественникам и  обещают студии славное будущее.  Так, в конце апреля девятилетний Иван Бабич был назван именным стипендиатом губернатора Московской области за выдающиеся успехи в области искусства. Ваня играет на фортепиано, поет в хоре и занимается академическим вокалом. Голос высокий, нежный, эдакий новоиспеченный Робертино Лоретти. Мечтает поступить в консерваторию и объездить с фортепианными концертами  весь мир. Или стать оперным певцом. И все равно объездить весь мир. В прошлом году преподаватель вокала Наталья Леонидовна Александрова решила отправить Ваню на первый в его жизни конкурс «Юные таланты Московии». Ни о какой победе, конечно, речь не шла: пусть ребенок на других посмотрит, себя покажет, почувствует вкус большой сцены, поймет, каково это – выступать перед незнакомой публикой и строгим жюри. Подготовили три номера: романс, народную песню, джазовую композицию. Говорят, новичкам всегда везет: дебют на областном конкурсе принес Ивану сразу третье место. Ваня выступает на всех городских концертах, в которых участвует «Радуга». В Реутове его уже иногда на улицах узнают, подходят, желают удачи.- Ваня, а кто твой любимый композитор?- Бах. У нас даже инициалы совпадают: «И.Б.». Играю его «Менуэт» и «Бурре». Несколько раз был на органных концертах, слушал его церковную музыку. Мой педагог по фортепиано Ирина Федоровна Торбина дала мне почитать биографию Баха. Я, конечно, не все понял, но одно меня поразило: жизнь его была очень непростая, его многие не любили, даже мешали работать. Настоящая слава пришла  уже после смерти. Это очень грустно. Еще мне нравятся Бетховен и Моцарт. Только и они были очень несчастными. А может, чтобы писать красивую музыку, вообще нельзя быть счастливым?- А на что ты потратишь свою стипендию?- Куплю синтезатор, чтобы играть с эффектами скрипки, гитары, органа.- Говорят, музыка – это тяжкий труд…- Непросто, конечно. Только без музыки еще хуже. Вообще не представляю, как живут те, у кого ее нет. Что тогда в душе поет?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте