Борьбу в очном туре IV Всероссийского конкурса «Успешная школа», который прошел в Москве в конце февраля, вели 16 школьных команд из разных регионов страны. Среди конкурсантов и столичные «штучки», и сельские школы, учебные заведения с вековыми традициями и школы, чья история началась совсем недавно. Гимназии, работающие с одаренными детьми, и школы, развивающие инклюзивное пространство. Каждая команда состояла из четырех человек: директор образовательной организации, учитель, ученик и представитель родительской общественности.
В этом году участники и эксперты конкурса вместе постарались создать образ школы будущего – школы, которая не только готовит к ЕГЭ и поступлению в вузы, но дает детям навыки и компетенции, необходимые для жизни в XXI веке. В ходе испытаний команды-финалисты представили успешно реализованные проекты и образовательные технологии, попробовали найти решение проблем, с которыми столкнулись их коллеги-соперники, и спроектировать модель успешной школы в ходе заключительной форсайт-сессии.Победителями стали шесть команд, еще одна удостоена специального приза. Решение об этом пришло уже по итогам состязания, так как этот медийный отряд из Задонска покорил сердца коллег и журналистов: дело в том, что мечта школы №1 – создать собственное телевидение. Энтузиазма и креатива у взрослых, педагогов и даже родителей школьников, а тем более учеников, хоть отбавляй. И «Учительская газета», один из организаторов состязания, не смогла не поддержать своих коллег-неофитов, жаждущих претворять в жизнь смелые проекты, направленные на развитие у детей навыков XXI века.Специальный приз, который вручили этой команде из Липецкой области, – «За настойчивость в достижении цели» – носит имя Геннадия Селезнева, который был редактором «Учительской газеты» с 1988 по 1991 год. Помимо почетного диплома представители школы №1 получили сертификат на 150 тысяч рублей на реализацию своих идей.Абсолютным победителем конкурса и обладателем гранта в 1 миллион рублей стала гимназия №38 Тольятти. Серебряные призеры (грант по 750 тысяч рублей вручен каждой команде) – гимназия №14 Грозного и гимназия №15 «Содружество» из Новосибирска. «Бронзу» и гранты по 500 тысяч рублей получили гимназия «Эврика» имени В.А.Сухомлинского из Анапы, гимназия №1 села Красногвардейское Ставропольского края и лицей №146 «Ресурс» Казани.Конкурс «Успешная школа» проводят издательский дом «Учительская газета» и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» при поддержке Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре и Агентства стратегических инициатив.Старт конкурсу «Успешная школа» дал исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», председатель редакционного совета «Учительской газеты» Петр Положевец, отметив, что будущее уже наступило, и конкурс «Успешная школа» доказывает это: здесь собрались те, кто прекрасно понимает – учиться у других полезно.- Если коллектив школы нацелен на разносторонние задачи, успех будет, – отметил временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.А заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов подчеркнул:- Конкурс дает возможность проявить себя, дает возможность педагогическим коллективам задуматься, как совершенствовать свою работу, и благодаря «Успешной школе» этот опыт они в состоянии транслировать на всю страну.В ходе первого испытания «Лифт в будущее» школьные команды представили успешно реализованные проекты, технологии и модели организации образовательного процесса, ориентированные на развитие у учеников ключевых навыков XXI века.Говорили обо всем. Об индивидуальных проектах и учебно-исследовательской практике в старшей школе, о персонализации образовательных маршрутов, об интеграции основного и дополнительного образования, о возможностях применения технологий корпоративного обучения в школе, о ранней профориентации…- Сегодня школа становится не просто социокультурным центром, – отмечает главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов, – а по-настоящему открытой образовательной средой. И делится своими лучшими практиками с теми, кому это действительно надо, и привлекает к себе тех, кто способен превратить любые вопросы в возможности. Возможности развития, возможности совершенствования.Порядок выступлений определила жеребьевка. В роли модераторов и оппонентов, задававших каверзные вопросы, выступили доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета Андрей Иоффе и абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2017 Илья Демаков.В ходе выступления команд не раз поднималась тема развития инженерных навыков у школьников. Так, в гимназии №6 Междуреченска Кемеровской области создана школьная технологическая лаборатория «HiT-инженеры будущего», а в гимназии №15 «Содружество» Новосибирска действуют инженерные классы. Ребята собирают роботов из Lego и даже работают на станках с ЧПУ.В Кантемировском лицее Воронежской области в 2018 году создали центр естественно-научного и инженерно-математического образования «STRЕM-центр», объединяющий три отдела: парк развития «Эврика» для начальных классов, научно-исследовательскую лабораторию для учеников среднего звена и научно-исследовательский центр «Экспериментаниум» для старшеклассников. Команда даже привезла с собой модель робота, которую собрали ученики 8‑го класса на учебном курсе «Робототехника».В казанском лицее №78 «Фарватер» задумались о модернизации учебного предмета «Технология» и сконструировали его новую модель. За основу взяли модульный подход к обучению на базе центра технико-технологического творчества «Три-Т», созданного в рамках проекта. Теперь ребята осваивают робототехнику, технологии 3D-печати, судомоделирование, веб-дизайн. И технология из категории второстепенных предметов перешла в разряд любимых и самых важных для учеников. Именно здесь они могут на практике применить те знания, которые получили на уроках математики, физики, изобразительного искусства, химии… И конечно, приобретают навыки XXI века – критическое мышление, креативность, коммуникабельность, готовность к сотрудничеству.В гимназии №97 г. Ельца Липецкой области в 2014 году создали школьную службу примирения, которая не только помогает разрешать конфликты, но и служит своеобразным центром воспитательной работы, где главное – заложить фундамент представлений детей о культуре коммуникации. Проект был нацелен в первую очередь на обучение детей конструктивным способам взаимодействия. Но в ходе его реализации педагоги заметили, что изменился общий климат «школьной планеты». Модуль взаимодействия сместился в сторону партнерских взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.Свою модель воспитательной системы, которая охватывает урочную и внеурочную деятельность, представила и гимназия «Эврика» Анапы. Оппонента Илью Демакова особенно заинтересовала программа «Новый домострой» – интегрированный курс этики и уроков трудового обучения. Как пояснила команда, курс учит одновременно и ведению домашнего хозяйства, и культуре общения, гостеприимства.В гимназии №38 Тольятти делают ставку на формирование универсальных компетенций у школьников через создание поликультурной языковой среды. Гимназисты имеют возможность изучать 6 иностранных языков! Проект предусматривает интеграцию основного и дополнительного образования, реализацию различных элективных курсов. Успешно внедряются элементы билингвального обучения – уроки физики на немецком, истории на английском, биологии на французском. Гимназия развивает сотрудничество с образовательными учреждениями Великобритании, Китая, Австрии, Италии, Франции, Чехии.Словом, команды представили разные подходы к развитию у школьников навыков XXI века. Но всех объединяло желание сделать своего ученика… счастливым. Как сказала участница команды 14‑й гимназии Грозного, мама ученика: «Возможно, наша гимназия не самая лучшая в мире. Но нам и не нужна другая. Потому что здесь мы, родители, учителя, и наши дети счастливы, а значит, успешны».А представители Кантемировского лицея Воронежской области отметили: «Успех – это поступательное движение, а не точка, которой надо достичь. И каждый из нас спешит к своей вершине успеха».Конкурсное испытание «Проектный офис» показало: поиски стратегий по развитию объединяют, недаром во время его проведения родилось определение происходящего как «педагогический мост».Вдохновило команды на творческий подход к работе выступление заместителя министра просвещения РФ Марины Раковой, которая вполне убедительно доказала, что жизнь – открытое пространство, где вероятно дотянуться до любой возможности. И еще об одной важной вещи говорила замминистра – о доверии, если его не будет внутри команды, результата ждать нечего. В Топ-3 навыков XXI века Марина Ракова включила критическое мышление, умение работать в команде и креативность.Цель конкурсного испытания «Проектный офис» – демонстрация культуры проектирования в образовании, видения проблем на пути к развитию у школьников ключевых компетентностей XXI века и способов их решения.Еще на заочном этапе конкурса школы должны были описать свой проект, содержащий проблему, решение которой пока не найдено. В рамках очного испытания «Проектный офис» участники конкурса помогали коллегам найти способ справиться с трудностями. В течение первой половины дня команды в парах работали над проблемами, а во второй части представляли жюри результаты. Задание объединяло в один коллектив две команды. Согласно жеребьевке группы складывались самым причудливым образом, случай помог городским школам услышать проблемы сельских, а жителям Центральной России понять, что заботы коллег из Сибири ничуть не экзотичнее собственных.Внутри конкурсного альянса компаньоны делились друг с другом тем, что их волнует на данный момент в реализации стратегии развития образовательной организации больше всего. И партнеры старались оценить ситуацию со стороны, более того, руководствуясь личным опытом, наметить план действий для того, чтобы замысел все-таки смог воплотиться.Основными темами стали цифровизация, метапредметность, воплощение идеи 4К в образовании и формирование предпринимательской культуры. Чаще всего, разбирая волнующий коллег вопрос, коллектив партнеров осознавал, что это замечательная мысль и для воплощения в родной школе.Впрочем, в этом и заключается отчасти идея конкурса «Успешная школа» – дать возможность почувствовать тренды времени и позволить перенять опыт, оказавшийся удачным. Кстати, это конкурсное испытание проходило в стенах московской школы №1409, и уникальная атмосфера образовательной среды, созданная ее директором, лидером палаты председателей образовательных учреждений Москвы Ириной Ильичевой, тоже послужила неким позитивным мотиватором для рождения дерзких проектов.Победителей и призеров награждали в Российской академии образования. Команды поздравляли заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, президент РАО Юрий Зинченко, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, профессор МГУ, академик Александр Асмолов. Свои эксклюзивные подарки вручили представители компаний – партнеров конкурса: – лидер образовательных и учебных программ KidZania Москва Ксения Малетова и директор по связям с вузами Mail.ru Group Сергей Марданов.Жюри оценило уникальность и смелость, способность находить выходы из самых неразрешимых проблем и превращать зыбкие ситуации в возможности. И чей-то опыт поможет коллегам творить, воплощать свои мечты и добиваться своих успехов. И, как показала форсайт-сессия, модераторами которой выступили директор «Школы будущего», что в поселке Большое Исаково Калининградской области, Алексей Голубицкий и победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, народный учитель Чеченской Республики Алихан Динаев, не бояться взрывать этот мир идеями.А еще своей искрометной лекцией в финале встречи Петр Положевец показал нам всем, что любить – значит вдохновлять. На идеи, на мечты, на действия, которые изменяют нас и мир вокруг.И мы, гости, журналисты, сторонние зрители, эксперты в области образования, узнали, что есть взаимодействие, партнерство, дружба – и когда мы делимся своими правилами достижения успеха, он становится ярче и больше, ведь мы, озвучивая свой опыт, рассказывая, что у нас получилось и как, помогаем другим. Стремиться, добиваться и делать наше образование лучше.Мы, действительно, уже больше никогда, как говорит команда из Задонска, не будем прежними, мы уже натянули паруса: только вперед! Только к успеху, что значит – к счастью наших детей!Как сказал председатель жюри, доктор психологических наук, профессор МГУ Александр Асмолов, тяжело перегнать бегущий день, но тем, кто стремится ему навстречу, тем, кто делает все возможное и невозможное для того, чтобы ребята вошли в будущее компетентными, креативными и готовыми к нему, это по силам. Это по силам нашей общей успешной школе!
Комментарии