search
main
0

Как Пегас залетел в «Атом-класс»

Ребята семидесятой широты

Заполярный город Билибино, выросший из построенного в середине 50‑х годов поселка, находится в самом удаленном регионе Крайнего Севера нашей страны, на окраине Чукотки. Тогда здесь появились геологи-разведчики и заселили небольшой поселок, привезли свои семьи, поэтому скоро потребовалась школа. И в 1956 году Билибинская школа была построена. Год назад она отметила свой 65‑летний юбилей. В первые десятилетия росло население поселка, который стал городом, росла и школа. В 60‑х годах она стала средней. Вот уже десять лет ею руководит Инна Крылова, почетный работник образования РФ.

 

Участники конкурса «Занимательная физика»

В отдаленных небольших населенных пунктах главное – кадры, а в школе – ее директор. Вся жизнь учебного заведения в поле внимания руководителя. В глазах детей она и главный учитель, и главный воспитатель, и внимательный и добрый советчик, к которому без смущения и неловкости может подойти с вопросом любой ребенок. Инна Геннадьевна сумела создать такую обстановку тепла и спокойствия, что сюда с удовольствием спешат по утрам и учителя, и дети.

Инна Геннадьевна с доброй и приветливой улыбкой встречает и тех и других. Главное, по ее мнению, – внимание и уважение к человеку. Она уверена, что директор – это созидатель теплой, уютной атмосферы во всей школьной жизни. И родители заходят в школу без страха и упрека.

Несмотря на отдаленность и в прямом, и в переносном смысле, школа тем не менее самая современная во всех отношениях, прежде всего по уровню преподавания. Здесь материально-техническая база ничем не отличается от столичной. В ней представлено учебное оборудование последнего поколения: шесть кабинетов информатики, интерактивные доски, лингафонные кабинеты, большой светодиодный экран в зале, дорожный городок, тренажерные залы для младших и старших учеников. В начальных классах вводится ментальная арифметика. В старших классах – разные профили. В частности, социально-экономический профиль, в который входят география, право, экономика. Физика, информатика составляют технологический профиль, а биология и химия – естественно-научный.

«Школа готовит детей к жизни, развивает у них тягу к творчеству, учит справляться с разного рода трудностями», – подчеркивает Инна Крылова. И ее воспитанники стремятся к знаниям, тянутся к творчеству, участвуют в конкурсах и олимпиадах. Не один год билибинские школьники выступают на телевизионной олимпиаде «Умницы и умники» и по ее итогам поступают в лучшие университеты, в том числе в МГУ, МГИМО и другие престижные вузы.

Достижениям способствует проект «Путь к успеху». Три года подряд юные билибинцы проходили подготовку в профильных сменах детского лагеря «Сириус» по таким направлениям, как математика, литература, химия, биология.

Постоянные контакты с руководством Билибинской АЭС дают возможность ознакомить учеников с передовыми технологиями атомной энергетики, в том числе на экскурсиях на атомную станцию, на которой работает немало выпускников этой школы. Где бы они ни трудились, их всюду отмечают по активности, стремлению к дальнейшему познанию, к совершенствованию.

Пять лет назад по предложению госкорпорации «Росатом» для более глубокого изучения физики и информатики в школе был открыт «Атом-класс» (такие классы по проекту Росатома были открыты в десятках школ страны). Цель проекта приобщить подростков к естественно-научному и техническому образованию, побудить их к исследовательской деятельности. Росатом надеется привить ребятам (будущим кадрам) свои ценности: эффективность, командность, уважительность, ответственность за результат, стремление быть на шаг впереди.

Было установлено оборудование для квантовых технологий, школу подключили к скоростному Интернету. Так появилась цифровая образовательная среда. Физику и информатику ведет Юлия Леонова, причем часто вместе со специалистом Билибинской АЭС. Вот, например, на уроке «цифры», посвященном квантовому миру, научный работник Андрей Сиренко показал опыт, который экспериментально поясняет волновую теорию. Ребята узнали, в чем заключается специфика квантовой физики в отличие от классической, получили представление о том, что такое квантовый компьютер.

После уроков занятия идут по индивидуальным программам для каждой небольшой группы: «Физика вокруг нас», «Занимательная астрономия», «Юный программист». Практикумы проходят в цифровой лаборатории. Это уже профессиональное образование для старшеклассников.

Недавно закончился сетевой конкурс среди учеников «Атом-классов» других городов по лего-конструированию с целью популяризации детского технического конструирования и моделирования, развития интереса к техническому творчеству.

Ребят увлекает знакомство с наукой и передовыми высокими технологиями будущего. По инициативе билибинских школьников в классах сети Росатома в прошлом учебном году состоялся конкурс «Занимательная физика и математика» для 7-9‑х классов. Вот, например, задание: провести опыт, подтверждающий один из физических законов; записать его в виде видеоролика и разместить в Сети.

В Билибинской школе нет разделения учеников на физиков и лириков, тем более нет противостояния тех и других. Ребята, изучая математику и физику, не забывают книги, проявляют интерес к литературе и искусству, тянутся к художественному творчеству.

Сегодня ученые говорят, что из-за наступления цифровой эры происходит кризис гуманитарного образования. По их словам, из цивилизации печатных текстов и системного мышления мы переходим в цивилизацию зрительного образа, где нет аналитического мышления. Это негативно сказывается на развитии и творчестве. Психологи все больше и больше бьют тревогу по поводу растущей зависимости детей от гаджетов. Многие не хотят учиться, перестают читать и в итоге становятся безграмотными. В прошлые времена немыслимо было представить, чтобы дети перестали читать классику. Теперь тома Пушкина, Толстого, Чехова пылятся на полках библиотек. Даже сказки стали маловостребованными. А в школьных библиотеках уже не толпятся ребята на переменах. Теперь они превратились в место досуга и развлечений, где на столах компьютеры и настольные игры.

Но есть исключения, где гуманитарное образование по-прежнему в почете, то есть оно такое же важное направление, как и техническое. К числу таких школ относится и Билибинская. Здесь, как и в прошлые книголюбивые времена, в библиотеку дети ходят не играть на компьютере, а за книгами, количество которых ежегодно заметно увеличивается. Ребят встречает лозунг: «Библиотека – самый короткий путь к знаниям». С учениками, как младшими, так и старшими, проводятся беседы. Устраиваются выставки к юбилеям писателей. И обязательно при этом предлагают анкеты, на вопросы которых невозможно ответить, не зная произведений автора-юбиляра. Скажем, выставка «Сто басен Ивана Крылова». Кроме ответов нужно было нарисовать иллюстрацию к одной из басен. Есть еще один лозунг: «Идти по жизни с книгой». И дети читают и классику, и сказки, по которым ставят спектакли. Особенно всем понравилась постановка «Теремок», подготовленная старшеклассниками для младших детей.

Проходят и литературные соревнования. Так, юные билибинцы и их преподаватели с удовольствием участвовали в Международном литературно-художественном конкурсе-фестивале «Крылья Пегаса» среди ассоциированных школ ЮНЕСКО. Что удивительного в том, что крылатый Пегас, любимец муз, залетел в «Атом-класс»? Ребята представили на конкурс свои рассказы, стихи, очерки, путевые заметки и даже дневники. А еще они издают свою газету «Наше время» и журнал «Химик», в котором публикуются не только будущие инженеры, научные работники, но и начинающие поэты, прозаики, критики, художники, фотографы. Так Билибинская школа растит и воспитывает любознательных, творческих личностей. Педагоги школы видят свою задачу в том, чтобы их питомцы стали образованными людьми с разносторонними интересами и навсегда сохранили тягу к знаниям и творчеству.

Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте