Одной из первых в России осваивать теорию противодействия социальному сиротству через создание патронатных семей начала наша область. В 2001 году пермские законодатели приняли закон “О патронатном воспитании”. Но еще за три года до этого пермский детский дом N2, в котором находятся дети с отклонениями в развитии, реализовывал на деле идею патронатного воспитания, работая в режиме экспериментальной площадки. Здесь накоплен уникальный опыт и получены замечательные результаты.
Несколько лет научным и методическим руководством проекта по патронатному воспитанию здесь занимается Вероника Ослон, кандидат психологических наук. Она также осуществляет непосредственную психологическую помощь при подборе, подготовке и сопровождении патронатной семьи.
– Вероника Нисоновна, в чем отличие патронатной семьи от приемной?
– Организация приемной семьи отдается на откуп местным властям, которым невыгодно даже скромное материальное содержание. При этом не предполагается создания служб сопровождения, иначе говоря, помощь специалистов необязательна. Это во многом снижает эффективность модели. А вот дети из патронатных семей остаются в составе детского дома, то есть материальные средства, уже выделенные на содержание ребенка в детском доме, передаются семье.
– Как идея патронатного воспитания пришла в Пермскую область?
– Ее привезла к нам из Москвы Надежда Иванова, заведующая лабораторией социального сиротства НИИ детства. Совместно с директором 19-го московского детского дома Марией Тернавской они разработали модель устройства детей в патронатные семьи. Во 2-м пермском детском доме под руководством его директора Елены Ивановны Тороповой эту идею стали развивать.
– Наверное, коллективу было сложно перестроиться?
– Конечно!
Каждая патронатная семья становилась маленькой научной лабораторией, где фиксировались все изменения, которые происходили как с самой семьей, так и с ребенком на протяжении трех лет. Одним из главных выводов нашего исследования стал следующий: по сравнению с сиротами, оставшимися в детском доме, дети в патронатных семьях дали небывалое продвижение в развитии по основным направлениям (интеллектуальному, эмоциональному, поведенческому), которое можно определить как “скачок вверх”. По области уже более 100 детей ощутили тепло семейного очага. А скольким сиротам мы еще поможем! Более того, я считаю, что замещающая семья в России имеет огромный потенциал. Потому что она ориентирована в основном на детей. И зачастую именно ребенок является объединяющим фактором для супругов, укрепляющим их отношения в браке. Поэтому, когда свой ребенок подрастает, супружеская пара начинает ощущать внутренний вакуум, который в семейной психологии называется синдромом “пустого гнезда”. В семье появляется ниша для приемного ребенка.
Наталья ЖУКОВА
Пермь
Комментарии