На псковском вокзале меня встречали учитель года Псковской области-2003 Наталия СОКОЛОВА и Геннадий КОМАР, суперфиналист российского этапа 1997 года. Пока везли в общежитие Псковского областного института повышения квалификации работников образования, где разместились участники конкурса «Учитель года Псковской области-2004» и где предстояло жить мне, пока излагали программу дел на сегодня, я приглядывалась к Соколовой.
конкурсанты 2004 года дают в два потока. Жюри тоже пришлось разделиться. Баллы, заработанные на уроках, суммируются с оценкой предыдущего этапа. Затем они приплюсуются к баллам, полученным за следующие испытания. И так до конца конкурса. Победит, естественно, сильнейший.
Карьера Наташи Соколовой
С Наташей мы встречались трижды. Первый раз в Москве на конкурсе, куда она приехала не за победой, как многие, а за новыми педагогическими идеями. Во второй тур Наталия не прошла, но не расстроилась, а отправилась участвовать в мастер-классах. Лучший ученик года, шутили коллеги над обществоведом Соколовой.
Второй раз в январе, на межрегиональной встрече лидеров клубов «Учитель года», проходившей в Ленинградской области, куда Наталия после нового назначения приехала уже как лидер движения в Псковской области. Официально – методист Центра профессионального развития педагогов ПОИПКРО. Там, в Лисьем Носу, на презентации клубов она призналась: «О нас пока рассказать нечего, я всего месяц в должности, пока езжу, смотрю, учусь».
Третий раз мы виделись в Федерации Интернет Образования, куда уже традиционно в марте на три недели были приглашены финалисты российского конкурса на учебу. Все творческие вечера, капустники, культпоходы в музеи – Наташины заслуги. После учебы расставаться было грустно, но кого-то впереди ждали серые будни, а Соколову – подготовка и проведение регионального этапа конкурса «Учитель года», для нее – экзамен на профпригодность.
В декабре, вступив в должность, Наталия первым делом предложила изменить положение об областном конкурсе, максимально приблизив его к российскому финалу 2003 года. Правда, тут не обошлось без эксцессов. В феврале на московском межрегиональном семинаре организаторов конкурса «Учитель года» было принято решении об отказе от проблемных номинаций. Но к тому моменту новое положение в Псковской области было разослано по районам, где уже прошли конкурсы. В ПОИПКРО посовещались и решили ничего не менять.
Открытые уроки
– Вот твоя комната, – показывала мне номер Наташа. – Познакомься, моя тезка, тоже Наталья Викторовна, твоя соседка. Ребята, у вас какой урок по счету?
– У меня пятый, у Наташи шестой, – в гостях у филолога Натальи ШУСТРОВОЙ биолог Александр БУКРЕЕВ. Последние минуты перед боем – еще раз проговорить урок, проверить, все ли взяли с собой.
Соколова не только организатор. Она еще и скорая психологическая помощь конкурсанту. Ей легче их понять – сама год назад давала открытый урок. Пока я обживаю номер, опытные «пеликаны» Наталия и Геннадий вспоминают вчерашний день, отвлекают ребят от предстоящего испытания.
Накануне было открытие, проведение которого на себя взял клуб учителей года. После открытия первый этап – самопредставление участников конкурса. «Из двенадцати финалистов десять человек выступили очень достойно, – отмечает Комар. – Сегодня для жюри будет сложный день».
Времени на долгие воспоминания нет, нас ждут в Псковском педагогическом комплексе. Построенный еще в 1989 году как школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, сегодня ППК – центр образования, который включает различные образовательные учреждения. В «школе для всех» есть гимназические классы, отделение искусств, общеобразовательное отделение с классами естественно-научного профиля, отделение индивидуального развития. Детский сад и два школьных корпуса вмещают более 2500 детей. Здесь 5 спортивных, 4 концертных зала. ППК – традиционное место проведения различных конкурсов, семинаров. В 1996 году комплекс гостеприимно распахнул двери II Всероссийскому слету учителей года.
За время существования у комплекса сменились три директора. Первый, Юрий Демьяненко, сегодня первый заместитель главы администрации Псковской области. Второй, Леонид Трифонов, председатель Псковской городской думы. Последние 6 лет руководит комплексом Любовь Николаева.
Открытые уроки конкурсанты 2004 года дают в два потока. Жюри тоже пришлось разделиться. Баллы, заработанные на уроках, суммируются с оценкой предыдущего этапа. Затем они приплюсуются к баллам, полученным за следующие испытания. И так до конца конкурса. Победит, естественно, сильнейший.
У Татьяны ФОМЧЕНКОВОЙ, филолога из города Великие Луки, 8-й «Б» на уроке проходит Заболоцкого. «Стихотворение подобно человеку, у него есть лицо, ум, сердце». Татьяна Александровна великолепно вписывается в номинацию «Традиции в образовании». Ребята разбирают стихотворение «Лицо коня» по классической методике. В работу с восьмиклассниками невольно втягиваются жюри и гости конкурса.
У Натальи Шустровой из города Новосокольники на занятии тоже звучат стихи, а еще музыка и время. Она сама в черном и белом. Дети из ее школы, увидев учительницу до урока, сразу угадали бы – Пастернак. Для победы в номинации «Вдохновение и педагогический артистизм» важны детали – как одет учитель, как говорит, как улыбается. Тема урока «Время в стихотворении Пастернака «Снег идет». Оказывается, время может звучать, течь, бежать и останавливаться. У одиннадцатиклассников свой ассоциативный ряд – кувшин с водой, дорога, жизнь, часы, бесконечность, все это они за минуту готовы изобразить на бумаге и даже подарить учителю.
– А вы можете остановить время? – спрашивает Наталья Викторовна у ребят. На их лицах недоумение. Жюри и гости тоже напряженно морщат лбы.
– С помощью фотоаппарата, – подсказывает учитель.
Менеджеры в баталиях
В том же ППК параллельно проходит конкурс «Лидер в образовании», его учредители те же, что и у «Учителя года» – администрация Псковской области, Государственное управление образования и науки Псковской области, Псковская областная организация профсоюза работников народного образования и науки и Псковский областной институт повышения квалификации работников образования.
На втором этаже, в небольшой школьной аудитории у шестерых финалистов деловая игра «Успешный менеджер образования». Ее ведущий – председатель жюри Александр ИВАНОВ, директор Псковского технического лицея. Среди конкурсантов вижу знакомое лицо – Аркадий ВАСИЛЬЕВ, начальник Пушкиногорского районного управления образования, до своего назначения работал учителем истории и обществознания Пушкиногорской средней школы, а в 2001 году выиграл областной этап конкурса «Учитель года». Чуть позже Васильев-начальник инициировал проведение международного конкурса «Учитель года», в котором принимают участие учителя Белоруссии, Прибалтики и России.
Мастер-класс и батарейка
После обеда новое испытание для учителей – защита системы работы. Татьяна ВИТКОВСКАЯ, биолог из ППК, верно заметила в своем выступлении – «Без научной работы учитель становится механизатором». Ее задача – воспитать интеллектуально свободную личность. У Татьяны мощная группа поддержки – родной ППК. Коллеги присутствуют на каждом испытании, критикуют, советуют. От такого пристального внимания иной раз становится страшно: «А если выступлю недостойно?»
Татьяна Фомченкова считает, что путь к самоосуществлению ученика лежит через эстетическое восприятие литературы.
Математик Александр ГРИГОРЬЕВ из Переслегинской гимназии Великолукского района уверен, что любознательность – двигатель прогресса, ее-то он и старается развивать у своих учеников.
Испытания первого тура позади, жюри удаляется на совещание. Учителя года и лидеры образования собираются в актовом зале на арт-педагогику. Что это такое и зачем нужно учителю, объясняет Татьяна СОКОЛОВА, заведующая центром повышения квалификации педагогов дополнительного образования ПОИПКРО. Если вы во время урока используете элементы артистизма, значит с арт-педагогикой знакомы заочно. Лидерам хорошо, для них конкурсные испытания позади. Учителям сложнее – с минуты на минуту в зал войдет председатель Большого жюри Наум ЗИЛЬБЕРБЕРГ, заведующий научной лабораторией развития математического образования ПОИПКРО, именно он объявит пятерку суперфиналистов. Слова литературного классика Льва Толстого «Простое – есть неотъемлемое условие прекрасного» послужили темой для последнего конкурсного испытания. Завтра на этой же сцене 20-минутный мастер-класс будут давать Александр ГАВРИЛОВ, Татьяна Фомченкова, Татьяна Витковская, Наталья Шустрова и Светлана ЖОЛУДЕВА, учитель начальных классов 10-го лицея города Великие Луки.
А впереди последняя ночь – время рождения мастер-классов. Многие конкурсанты приехали со своими сопровождающими. Одна голова – один мастер-класс, две головы – два варианта. И неизвестно, что лучше. У моей соседки филолога Шустровой сопровождающих нет. В голове один вариант завтрашнего хода урока. И его надо как следует продумать. Но начинаются телефонные звонки – умудренные опытом районные методисты, прознав о том, что Наталья в «пятерке», наставляют малоопытную коллегу, предлагают сценарии интереснейших уроков… минут на 40 вместо 20 положенных. Наташа послушно конспектирует, нервничает и в итоге разрабатывает два мастер-класса. Понять ее несложно, она – молодой учитель, привыкший слушать советы старших. Но завтра именно ей давать свой самый главный в жизни урок…
Что такое мастер-класс? На этот вопрос точно не может ответить ни одно светило педагогической науки. Если учитель-мастер показывает что-то потрясающее, а у зрителей невольно вырывается возглас одобрения «Класс!», то это, наверное, и можно назвать «мастер-классом». Однако большинство сходятся в одном – учитель должен показать профессионализм и индивидуальность.
На часах далеко за полночь. На телефоне наконец-то разрядилась батарейка. И у Наташи есть время спокойно подумать, взвесить все за и против…
Завтра она выйдет на сцену с мелом в руке и стихотворением Тютчева «Осенний вечер», собрав «в кулак» волю и весь свой педагогический опыт. Двадцати минут должно хватить, чтобы показать «класс». Авторский, не надиктованный.
Эпитеты Тютчева
Пять мастер-классов, один интереснее другого. После очередного выступления кажется, что вот он – урок победителя. Шустрова выступает последней. Волнуется, конечно. Ищет доску. На небольшой сцене в актовом зале ППК маленькая доска – весь Тютчев на ней не помещается. Впрочем, для такого огромного комплекса это не проблема. Через 10 минут из другой аудитории приносят еще одну доску.
Тютчев, как известно, не считал свои стихи шедеврами, оставлял их где попало – на камине, на столе, на лавочках в парке. Однажды, предлагает пофантазировать учитель, пошел дождь и размыл все эпитеты автора. Задача учеников – восстановить их. А потом, сравнив с оригиналом, объяснить: чем они отличаются? «Простое – есть неотъемлемое условие прекрасного».
– Конечно, мастер-класс требует доработок, но Наташа талантливый учитель, – прокомментировала выступление Шустровой Людмила ФОМИЧЕВА, ректор ПОИПКРО, сопредседатель оргкомитета конкурса.
Точки над «i» расставило награждение победителей. Все слухи о лоббировании той или иной территории разбились о решение жюри. Учителем года Псковской области в 2004 году была признана Наталья Шустрова. Моя соседка в сентябре будет защищать честь региона в Москве. А пока в родной город Новосокольники она увозит компьютер – главный приз победителя.
В конкурсе «Лидер образования» победили двое – Ирина БЕЛЯКОВА, директор 13-й школы города Пскова, и наш старый знакомый – Аркадий Васильев.
Учителя и управленцы так сдружились за время конкурса, что итогом их работы стало учреждение псковских отделений Межрегионального клуба «Учитель года» и Ассоциации «Лидер в образовании».
Дарья ЖУРАВЛЕНКО-СЛАВЯНСКАЯ, специальный корреспондент
Комментарии