Это очень важный вопрос, ответ на который должен иметь каждый учитель. Главные нормативные основания деятельности школы – Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федеральные государственные образовательные стандарты.
В этих документах содержатся требования ко всем видам деятельности школы, включая промежуточную аттестацию. (См. рис. 1.)Федеральный закон «устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в РФ», а стандарт содержит требования к образовательным программам, определяя гарантии качества образования.Каково же содержание статей, которые регламентируют вопросы промежуточной аттестации? (См. рис. 2.)В статье 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» указано, что описание форм аттестации – один из обязательных элементов образовательной программы школы. Проведение промежуточной аттестации обязательно учитывается в учебном плане школы: в сумме часов, отведенных для освоения темы, образовательного модуля или учебного курса. Проведение промежуточной аттестации входит в сумму часов учебных предметов, указанное в учебном плане. Таким образом, аттестация не предполагает дополнительную учебную нагрузку учащихся и должна планироваться в соответствии с распределением времени на изучение предметов (курсов, модулей). (См. рис. 3.) В 28 статье Закона «Об образовании в РФ» утверждены такие компетенции образовательной организации:- осуществление текущего контроля успеваемости;- проведение промежуточной аттестации (их формы, периодичность и порядок также определяет школа на основе внутренних локальных актов);- проведение самообследования и обеспечение внутренней системы оценки качества образования. Стоит отметить, что образовательная организация несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции, включая ответственность за ненадлежащее выполнение функции промежуточной аттестации. (См. рис. 4.)Формы, периодичность и порядок промежуточной аттестации в соответствии со статьей 30 Закона «Об образовании в РФ» определяет образовательная организация. Для внедрения тех или иных форм аттестации, утверждения бланков контрольно-измерительных материалов и системы математического анализа полученных баллов не требуется согласование с учредителем или научными организациями. Управленческая команда школы самостоятельно разрабатывает Положение о промежуточной аттестации, утверждаемое подписью директора. (См. рис. 5.)Учитывая важность системы промежуточной аттестации в обеспечении образовательных результатов, разработчики Закона посвятили ей отдельную главу. В ней раскрыты основные положения: Аттестация проводится по итогам отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. Аттестация не проводится на уровне дошкольного образования. Аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации признаются академической задолженностью. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации. (См. рис. 6.)В статье 17 закреплено право обучающихся, получающих образование в форме семейного образования и самообразования, на прохождение промежуточной аттестации в образовательной организации экстерном. В статье 33 представлено определение: «экстерны – лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность». То есть формы и порядок промежуточной аттестации экстернов также должны быть определены в локальном акте школы. Таким образом, вопросы промежуточной аттестации раскрыты в более чем пяти статьях Федерального закона «Об образовании в РФ». Согласно тексту Закона система промежуточной аттестации – это элемент основной образовательной программы школы, за ее обеспечение несет ответственность руководитель, утверждая локальные акты и обеспечивая их исполнение в отношении каждого обучающегося. (См. рис. 7.)Какое место занимает промежуточная аттестация в ООП?Рассмотрим этот вопрос на примере ООП основного общего образования. В соответствии с требованиями стандартов в структуру основной образовательной программы входят 3 обязательных раздела: целевой, содержательный и организационный. Элементы ООП, которые содержат описание системы промежуточной аттестации, отмечены на слайде серым цветом. (См. рис. 8.)Целевой раздел включает цели, задачи, описание результатов и способы определения их достижения, поэтому содержание и инструменты промежуточной аттестации раскрываются в описании «системы оценки планируемых результатов». В пункте 18.1.3 стандарта ООО указано: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания … промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности и … оценки проектной деятельности обучающихся». Промежуточная организация может проводиться по всем видам образовательной деятельности учащихся. (См. рис. 9.)Содержательный раздел ООП содержит:- программы учебных предметов, курсов;- программу развития УУД;- программу воспитания и социализации по направлениям формирования здорового образа жизни, профилактической работы и профессиональной ориентации;- программу коррекционной работы, адресованную учащимся с ограниченными возможностями здоровья.При этом система оценки результатов ООП должна учитывать освоение каждого структурного элемента ООП. Например, промежуточная аттестация предметных результатов может проводиться в традиционных формах, а для оценки результатов освоения программы развития УУД формируется «методика и инструментарий мониторинга успешности освоения УУД». Для оценки эффективности программы воспитания и социализации создаются «методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся». (См. рис. 10.)Организационный раздел включает механизмы реализации ООП, главные из которых учебный план и план внеурочной деятельности, и систему условий реализации ООП.В организационном разделе также должны быть раскрыты условия, необходимые для проведения промежуточной аттестации:- кадровые (система повышения квалификации педагогов по вопросам оценки результатов);- информационно-методические (наличие контрольно-измерительных материалов, соответствующих выбранному УМК);- материально-технические (программное обеспечение и ИКТ для проведения дистанционной диагностики и др.);- психолого-педагогические (обоснование использования той или иной формы аттестации в соответствии с возрастными особенностями учащихся; внедрение альтернативных форм промежуточной аттестации для одаренных детей);- финансовые (обоснование и расчет средств на использование услуг операторов внешней оценки качества образования или привлечение специалистов в области оценки результатов развития детей с ограниченными возможностями здоровья). (См. рис. 11.)Как проектировать систему промежуточной аттестации?Для диагностики различных элементов содержания образования требуются различные формы промежуточной аттестации и соответствующие контрольно-измерительные материалы.При этом важно учесть, что: Система промежуточной аттестации должна быть прозрачной. Это значит, что школа информирует учеников и родителей о сроках, материалах и методах оценки результатов до начала изучения курса или модуля. Это нужно для того, чтобы учащиеся могли определить, какие знания и умения будут оцениваться, и обратить на них внимание в процессе обучения, а не готовиться за один день до контрольной. Учитель должен уметь выбирать подходящие формы промежуточной аттестации, например, контрольная работа отличается от самостоятельной. В ходе контрольной работы проверяют конкретные результаты, а самостоятельная работа лишь форма подготовки в прохождению аттестации. Содержание КИМов должно точно отражать содержание модуля (курса), например, для оценки компетенций в области письменной речи неэффективно давать задания на поиск ошибок в тексте в форме теста, лучше предложить написать диктант. При этом текст диктанта должен включать лексический материал и предложения с особенностями пунктуации, изученными в данном учебном модуле (а не в другие периоды обучения). Это позволит аттестовать результаты изучения данного модуля. Если учитель определил, что именно будет аттестовано по итогам изучения урока, то он сможет учесть это содержание на самом уроке и предложить ученикам формы работы, которые потребуются для предъявления результатов. Контрольно-измерительные материалы должны соответствовать содержанию выбранного УМК. Если в 8-м классе используют три разных линии учебников, то провести единую директорскую контрольную будет невозможно, для этого потребуется три комплекта КИМов и учет сроков изучения той или иной темы, принятых в учебнике.
Комментарии