search
main
0

Как оплачивать дополнительное образование?

Общественная палата РФ провела заседание круглого стола «О совершенствовании механизмов финансирования в системе дополнительного образования» под председательством руководителя Комиссии ОП РФ по развитию науки и образования Любови Духаниной, в дискуссии приняли участие представители образовательного сообщества.

Любовь ДУХАНИНА,  президент образовательного холдинга «Наследник», председатель Комиссии ОП РФ по развитию науки и образования:Всем известно, что утверждена новая концепция развития дополнительного образования, и, как всегда, когда появляется концепция, возникает вопрос о том, есть ли шансы, чтобы она была реализована, есть ли для этого ресурсы, есть ли механизмы, которые обеспечат ее реализацию на практике. Для нас, членов ОП РФ, важны несколько позиций, например, доступность дополнительного образования для детей (вариативность дополнительного образования, соответствующая различным потребностям наших детей, доступность  ДО для детей из различных социальных групп). В последние годы на эту тему возникали  разные идеи  в стенах Общественной палаты РФ, на других площадках, где шло обсуждение этой важной темы, шел разговор и о введении именных сертификатов  для каждого ученика, и о  проблемах, которые возникают в этой сфере. Для нас очень  важно, чтобы механизмы финансирования допобразования были заложены на федеральном уровне, потому что наша страна большая, единая, в ней должен существовать механизм реализации тех или иных прав, тех или иных возможностей. С точки зрения обеспечения государством  бесплатности дополнительное образование  не обязательно, но граждане относятся к ситуации сокращения бесплатных центров допобразования  как к реализации гособязательств. Мы сегодня находимся  не в ситуации, когда у нас есть право и его не реализуют, а в ситуации, когда у нас были возможности и какие-то из них сворачивают. Так нынче оценивает гражданское общество ситуацию с дополнительным образованием, поэтому нам архиважно обсуждать ситуацию с совершенствованием  механизма  его финансирования.   Введение любого механизма финансирования на территории нашей великой интеллектуальной страны порождает разные формы его реализации, подчас они возникают в таком виде, какого не было и в замыслах. Имея опыт модернизации образования более 20 лет, мы, конечно, очень серьезно должны думать о рисках, которые возникают с введением той или иной системы. Сотрудники учреждений дополнительного образования сегодня должны понимать, как строится финансирование их учреждений, смотреть, не будет ли резкого перехода на подушевое финансирование, которое может реально способствовать свертыванию их деятельности. Что касается образовательных организаций, перетаскивания в школу системы дополнительного образования, то пока что явных позитивных результатов, связанных с укрупнением образовательных организаций, когда центры дополнительного образования вливают  в систему «школа + детский сад», в общественном пространстве не наблюдают. Конечно, все говорят о том, что происходит выдавливание дополнительного образования из системы, что дополнительное образование начинают вести учителя школ, анализ сопоставимости качества в одной системе  пока никто не делал. На одном из заседаний Общественной палаты  РФ кто-то сказал, что никогда не получится заменить мастерскую, мастер-класс  на классический урок Коменского.  Эта опасность тоже есть, это совершенно разные педагогики, и нам нужно об этом тоже задумываться, выстраивая  общественный контроль, потому что такой контроль  не дает такого системного фактологического материала,  но даст скорее всего какие-то точечные островки проблем, по ним можно проследить тенденции происходящего. Выстраивание такого контроля, конечно, одна из наших задач.  Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики»:  Мы добиваемся включения в план действий Правительства РФ бюджетной классификации, чтобы мы могли видеть прозрачное движение средств, выделяемых на дополнительное образование. Известно, что сегодня рассчитывают  общий объем дотации на выравнивание  финансирования, которую передают муниципалитетам, муниципалитеты имеют право на расходование этих средств на любые направления в социальной сфере, не только на дополнительное образование.  Поэтому обустраивание канала средств на дополнительное образование мы считаем чрезвычайно важным. Следующий шаг в этом направлении, который мы обговаривали и считаем важным: статья 8 Закона  273-ФЗ «Об образовании в РФ» подразумевает право на финансовую поддержку дополнительного образования в муниципальных образованиях. Поэтому субъекты Российской Федерации  имеют право вычленить  из дотаций тот объем средств, которые они рассчитывали в общем объеме  на выравнивание, собственно, на дополнительное образование, и уже этот объем средств через соответствующие подбюджетные классификации направлять именно на поддержку  дополнительного образования в муниципалитете. При этом мы считаем, что наиболее перспективна модель персонифицированного финансирования, и на встрече  руководителей двух департаментов Минобрнауки  РФ – директора Департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки  Михаила Алашкевича и директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи  Александра Страдзе – было принято решение о том, что есть смысл провести пилотный проект в первую очередь в тех регионах, которые уже сейчас налаживают или завершают налаживание  электронной системы учета в системе дополнительного образования, для того чтобы в зависимости от выбора учащегося  деньги по специальному коду бюджетной классификации  направляли вслед за ним туда, где он  получает такую услугу дополнительного образования. Для этого, как мы считаем, не нужна разработка какой-то отдельной, специальной бумаги, которая бы шла вслед за учащимся,  достаточно электронной системы учета и по статье 78 Бюджетного кодекса РФ,  соответственно те затраты  на дополнительное образование учащегося в пределах норматива, которые осуществляют образовательные организации  и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии или выкупившие  патент, могут быть возмещены. Мы считаем, что  без пилотного проекта внедрение такой системы, наверное, преждевременно, и   рассчитываем на участие Москвы в таком проекте. Для нас очень важно, что персонифицированное финансирование на самом деле позволяет  учесть право выбора образовательной программы учащимся по своему усмотрению, своим способностям,  поддержать те усилия, которые приводят к тем или иным результатам, и в зависимости от этого финансировать программы. Это нисколько не ущемляет интересы муниципалитетов, которые имеют право на нормативно-подушевое финансирование подведомственной сети муниципальных организаций. Речь идет о субъектах Российской Федерации и об их правах на оказание  финансовой поддержки дополнительного образования в  образовательных организациях.  Мы считаем, что перетаскивание финансирования самих образовательных организаций с одного уровня бюджета на другой, наверное, нецелесообразно, а вот механизмы такого персонифицированного финансирования на основе возмещения  затрат в  зависимости от выбора самих учащихся  нам кажутся вполне гибкой системой, которая позволяет   осуществить этот выбор в соответствии с их интересами. В спортивных и музыкальных школах, школах искусств,    тех школах, где есть федеральные государственные  образовательные требования, эту систему нужно финансировать  на нормативно-подушевых принципах,  федеральных государственных требований  вполне достаточно, чтобы рассчитать нормативы затрат по этим программам. Эта сеть ни в коем случае не должна сокращаться, так как она поддерживает развитие высоких образцов и культуры, и спорта, и искусства. Здесь очень важно сохранить поддержку на нормативно-подушевой основе и учреждений, которые предоставляют такие программы. Это никоим образом не противоречит и дополняет финансирование подведомственной сети учреждений в соответствии с федеральными государственными требованиями, персонифицированным финансированием, с  принципами государственной поддержки в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ о возмещении затрат. Никто не отменяет государственного задания на финансирование подведомственных учреждений, это остается, а персонифицированное финансирование – фактически вытаскивание средств из дотаций, которые идут в общеобразовательные  организации  иногда без понимания, зачем.    Кроме того,  обеспечение равного доступа частных организаций, индивидуальных предпринимателей  с построением системы  контроля качества  – общественного, профессионального, а не только государственного, в этой сфере чрезвычайно важная задача, так же  как и создание информационных сервисов, о которых на портале госуслуг  размещены все сведения:  и о программах, и о количестве занимающихся, и рекомендации о качестве  образования, которые позволяют  создать и прозрачность, ответственность в этой сфере,  поддерживать развитие и качество. Это не закрывает перспективы развития  дополнительного образования внутри образовательных организаций, но все-таки тренд тотального замещения системой образовательных организаций уже вызывает настороженность во многих регионах, в этом смысле очень важно поддерживать принцип равной честной конкуренции по качеству, а не потому, что на условиях дополнительной занятости общеобразовательным организациям предоставляют те или иные средства. План действий Правительства РФ подразумевает  поддержку   кадрового потенциала, повышение квалификации работников, особенно с упором на те перспективные направления  в дополнительном образовании, которые сегодня связаны со сложными технологическими  программами (робототехника, направления сложного технического творчества),  которые позволили бы обеспечить тот прорыв в личностном развитии, в  профессиональном самоопределении наших ребят, который в большей степени наполняет предметно ориентированную школу.  Поэтому там, где нормативы и методические рекомендации к расчету нормативов  по подведомственной сети могут быть рекомендованы  Минобрнауки РФ к внедрению, мы говорим о новых механизмах персонифицированного финансирования. Подразумевая подготовку  и проведение с 2015 года пилотного проекта   в регионах, которые выбраны для этого и в первую очередь сделали решительный шаг в электронной системе учета, мы сопрягаем эти действия с налаживанием Росстатом системы учета не только занятий, но и самих обучающихся, чтобы можно было мониторить выполнение  тех показателей, которые стоят в указах Президента РФ. Тот опыт регионов, который мы использовали, мы считаем позитивным. Это опыт Пермского края, который использовал карточку учащегося для анализа и отслеживания  потоков детей, занимающихся в системе дополнительного образования. Этот опыт позволил продумать такую стратегию, чтобы направлять деньги туда, куда дети ходят, где  им интересно, где удается сохранить контингент хотя бы для занятий в течение года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте