Специалисты Общероссийского Профсоюза образования разработали методические рекомендации по оценке профессиональных рисков в дошкольных и общеобразовательных организациях. У руководителей детских садов и школ в 2021 году появилась возможность воспользоваться реальной методической помощью профсоюза и избежать штрафов при посещении госинспектора труда, не прибегая к дорогостоящим услугам коммерческих структур.
Кроме того, работа образовательной организации, построенная на принципах данной методики, позволит каждому сотруднику внести свой конкретный вклад в совершенствование системы управления охраной труда и приблизиться к «нулевому травматизму».
Рекомендации содержат подробный алгоритм действий от создания комиссии по оценке профессиональных рисков до разработки мер по их устранению или снижению.
Методические рекомендации по оценке профессиональных рисков в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации
Утверждены постановлением
Исполнительного комитета
Общероссийского Профсоюза образования
от 25 декабря 2020 г. №5-11
В целях повышения эффективности общественного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства об охране труда и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в образовательных организациях ЦС Профсоюза образования при участии членов Совета по охране труда и здоровья ЦС профсоюза и технических инспекторов труда профсоюза разработал Методические рекомендации по оценке профессиональных рисков в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации (далее – Рекомендации).
Настоящие Рекомендации подготовлены в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Минтруда РФ от 19 августа 2016 года №438н (далее – Типовое положение), Методическими рекомендациями по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, утвержденными приказом Роструда от 21 марта 2019 года №77 (далее – Приказ 77), а также Примерными положениями о системе управления по охране труда в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации, утвержденными постановлением исполкома профсоюза от 6 декабря 2017 года №11-4 (далее – Примерные положения о СУОТ).
Основная обязанность работодателя – обеспечение безопасности работников при осуществлении образовательного процесса, в том числе при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования. Большое количество несчастных случаев происходит по различным причинам, начиная от отсутствия элементарного обучения по охране труда, несоблюдения требований безопасности и охраны труда на рабочем месте до неудовлетворительного состояния здания или используемого оборудования.
Несмотря на предпринимаемые работодателями меры, на рабочих местах, как правило, сохраняется вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ эта вероятность называется профессиональным риском.
Для минимизации возможности причинения вреда здоровью работника работодатель (руководитель образовательной организации) должен организовать процедуру управления профессиональными рисками, то есть разработать комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель (руководитель образовательной организации) с учетом типа и специфики деятельности организации устанавливает (определяет) порядок (алгоритм) реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
а) выявление опасностей;
б) оценка уровней профессиональных рисков;
в) снижение уровней профессиональных рисков.
Следует отметить, что согласно Приказу 77 нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя (должны разрабатываться в целях реализации требований Типового положения), а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Во избежание замечаний со стороны представителей государственной инспекции труда (далее – ГИТ) при проверке обеспечения функционирования СУОТ, в том числе в рамках проведения расследования несчастного случая, в образовательной организации должны быть подготовлены и оформлены в установленном порядке следующие локальные нормативные акты:
– Положение о СУОТ;
– перечень (реестр) опасностей;
– раздел Положения о СУОТ, описывающий метод (методы) оценки уровня риска, используемый работодателем, и (или) локальный нормативный акт;
– результаты проведенной работодателем оценки рисков с указанием установленных уровней;
– перечень мер по исключению или снижению уровней рисков.
Оценка профессиональных рисков проводится в несколько этапов.
1. Создание комиссии для проведения оценки рисков
В целях организации работы по управлению профессиональными рисками необходимо издать приказ о мероприятиях по управлению профрисками (приложение 1), предусматривающий создание комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков, в состав которой включаются специалист по охране труда (в случае его отсутствия – лицо, исполняющее функции специалиста по охране труда), уполномоченный по охране труда профсоюзного комитета и работники образовательной организации (воспитатели, учителя, преподаватели, разнорабочие и т. д.).
При необходимости в состав комиссии могут быть включены эксперты из сторонних организаций.
В рамках подготовки целесообразно организовать:
– обучение по охране труда работников (желательно очное);
– ознакомление работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда и производственного контроля в образовательной организации;
– изучение основных нормативных правовых актов, регулирующих процесс создания и функционирования системы управления охраной труда;
– изучение опыта оценки профессиональных рисков в образовательных организациях, результатов мониторинга и контрольных мероприятий систем управления профессиональными рисками.
2. Составление плана-графика работ по оценке рисков
2.1. Выбор объектов оценки. Оценку рисков можно провести как на каждом рабочем месте индивидуально, так и разбив рабочие места по группам, в каждой из которых работники одинаковых профессий выполняют аналогичные трудовые функции, например, воспитатели, учителя гуманитарных предметов. В то же время на рабочих местах учителей предметов повышенной опасности, таких как физика, химия, информатика, биология, технология, физическая культура, оценка профессиональных рисков должна проводиться индивидуально.
2.2. Составление графика оценки рисков. Для удобства работы составляется график, с помощью которого комиссия может ориентироваться, сколько времени имеется в наличии для работы на том или ином рабочем месте (группе рабочих мест). График также предоставляет руководителю образовательной организации возможность контролировать процесс оценки рисков.
Все члены комиссии должны быть заранее ознакомлены с возложенными обязанностями по процедуре оценки профрисков. Кроме того, следует учесть, что работники могут выполнять свои должностные обязанности не в одном кабинете или помещении, а на территории организации (например, работник по обслуживанию зданий и сооружений), что приведет к увеличению времени поиска возможных рисков.
В ходе подготовки к проведению процедуры оценки профрисков могут быть использованы материалы проверок органов государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, в том числе результаты производственного контроля, а также материалы расследований несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
3. Выбор методов оценки рисков
В настоящее время имеется более 30 методов оценки профессиональных рисков. В то же время действующее законодательство не обязывает работодателей применять какие-то конкретные методы. В связи с этим в соответствии с пунктом 37 Типового положения работодатель определяет любой подходящий метод (либо несколько методов) в зависимости от характера деятельности и сложности выполняемой на рабочих местах работы.
Все методы основаны на последовательном определении потенциальных опасностей, вероятности их появления и оценке возможных последствий. Таким образом, независимо от выбранного метода оценки профрисков необходимо ответить на три ключевых вопроса:
Что может случиться?
Какова вероятность, что это произойдет?
Какие могут быть последствия?
Ответы на эти вопросы всегда приведут к определению уровней риска.
4. Идентификация опасностей
Главной целью идентификации (выявления и признания) опасностей является определение самих опасностей и их источников на рабочих местах. Для этого из всех возможных опасностей, перечисленных в Типовом положении, Примерном положении о СУОТ, следует выбрать опасности, которым могут подвергаться работники, и составить перечень (реестр) опасностей для каждого рабочего места или группы рабочих мест (приложение 2). При составлении перечня (реестра) опасностей необходимо учитывать те, воздействие которых привело к несчастным случаям, в том числе к микротравмам или инцидентам, вследствие которых утраты трудоспособности не произошло, а также потенциальные опасности.
Согласно пункту 14.2 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом 77, при оценке рисков должны учитываться не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанные с возможными авариями, например при аварийной эвакуации при пожаре.
Для идентификации опасностей также используют результаты специальной оценки условий труда и (или) производственного контроля, в которых указываются имеющиеся вредные и (или) опасные производственные факторы, изучаются инструкции по охране труда.
Наряду с анализом результатов исследований (измерений) вредных и опасных производственных факторов для идентификации опасностей осуществляется непосредственное общение с работниками посредством интервью, семинаров, тренингов либо заочное общение в форме анкетирования, в ходе которых не только устанавливаются потенциальные источники травм, но и проверяется знание расположения инструкций по охране труда, аптечек для оказания первой помощи, первичных средств пожаротушения и т. д.
Необходимо обратить внимание, что проведение подобного опроса не должно быть проверкой знаний требований охраны труда, его цель – понять, как работает система управления охраной труда, и установить, находятся ли работники в безопасности, в том числе по мнению самих работников.
5. Оценка уровней профессиональных рисков
Многообразие методов оценки рисков можно разделить на качественные, количественные и смешанные методы.
Наиболее простым является количественный метод Файна – Кинни, согласно которому для каждой выявленной опасности рассчитывается уровень профессионального риска.
При определении степени риска учитываются все этапы работы – от процесса подготовки к работе до стадии завершения. Чтобы дать оценку профессиональному риску, устанавливается его количественная степень.
Каждый вид риска оценивается по трем составляющим: вероятность, подверженность и последствия наступления события, при этом для оценки каждой составляющей применяется балльная шкала (см табл. 1).
Таблица 1
Чтобы получить количественную степень риска, значения подставляют в формулу:
РИСК = ПОДВЕРЖЕННОСТЬ х ВЕРОЯТНОСТЬ х ПОСЛЕДСТВИЯ
Полученный показатель является уровнем профессионального риска, подлежащим классификации (см табл. 2).
Это поможет оценить уровень проблемы и понять, как срочно и какие меры нужно принять, чтобы устранить опасность.
Таблица 2
Значимость риска и приоритетность мероприятий по его снижению
6. Разработка и выполнение мер по исключению или снижению уровней профессиональных рисков
На основании полученных результатов уровня профессиональных рисков комиссия по оценке профессиональных рисков разрабатывает меры по их исключению или снижению. Наиболее эффективной и экономичной мерой является устранение физических факторов опасности, в том числе:
– исключение опасной работы (процедуры) или ее замена на менее опасную;
– использование средств индивидуальной защиты;
– ремонт или замена используемого оборудования на более безопасное.
Необходимо отметить, что в различных образовательных организациях, имеющих одинаковый риск, принимаемые меры по исключению или снижению риска могут быть различными. В связи с этим данные мероприятия следует разрабатывать с учетом состояния условий и охраны труда конкретной организации.
Пример оценки профриска
В ходе идентификации опасностей у работников образовательной организации выявлена возможность (вероятность) падения при передвижении по мокрым полам – механическая опасность (в соответствии с перечнем опасностей).
Комиссией установлено, что влажная уборка осуществляется каждый день, соответственно, данный риск является ежедневным.
После уборки полы в течение непродолжительного времени (10-15 минут) остаются влажными. В образовательной организации за последние три года зарегистрирован один несчастный случай, повлекший утрату трудоспособности, а также четыре инцидента (работники поскользнулись), в результате которых утраты трудоспособности не было. Таким образом, риск падения нехарактерен, но возможен.
Статистика расследований несчастных случаев, произошедших в связи с падением на влажном полу, показывает, что наиболее частые травмы – ушибы и растяжения. В отдельных случаях возможны переломы и сотрясения головного мозга, относящиеся к легким травмам. В связи с этим комиссия принимает решение о тяжести последствий – несчастные случаи с легким исходом с оформлением листка нетрудоспособности.
Результаты идентификации заносятся в таблицу (см. табл. 3).
Таблица 3
Расчет установил, что риск получения травмы равен 54 баллам, что соответствует умеренному риску. Для целей снижения уровня риска необходимо разработать соответствующие меры.
В данном случае в рамках этих мероприятий принято решение провести внеплановый инструктаж по охране труда, при котором необходимо акцентировать внимание работников на перемещении по установленной территории во время или после проведения влажной уборки пола. В дополнение будет установлен знак «Осторожно, влажный пол!».
По окончании оценки риска вновь проводится расчет риска (см. табл. 4).
Таблица 4
В дополнение к принятым мерам наиболее эффективным мероприятием в данном примере будет проведение влажной уборки до начала либо после окончания рабочего дня. В этом случае опасность получения травмы снизится до 1 балла (маловероятно), вследствие чего остаточный риск будет равен 3 баллам.
Аналогичные расчеты проводятся по всем выявленным опасностям, и результаты оценки уровней рисков заносятся в соответствующие таблицы. В итоге вычисляется средний показатель уровня профессионального риска для данной категории работников.
Карты идентифицированных опасностей и оценки профессиональных рисков должны быть составлены для рабочих мест в соответствии со штатным расписанием образовательной организации (дошкольной образовательной организации или общеобразовательной организации).
Образцы документов, используемых при проведении процедуры идентификации опасностей и оценки рисков в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации, приведены в приложениях 1-5.
В процессе оценки рисков работники должны быть проинформированы о каждом проведенном этапе, при этом форму и порядок информирования работодатель выбирает самостоятельно, например, размещение информации на сайте организации, в уголке охраны труда или доведение на собрании коллектива, распространение информационных листков или писем по электронной почте, ознакомление с производственными рисками при поведении инструктажей по охране труда.
Обращаем внимание, что информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты осуществляется в рамках соответствующей процедуры, наличие которой в системе управления охраной труда организации обязательно проверяется ГИТ.
Процесс оценки рисков имеет цикличный характер, и его нельзя останавливать. Осуществляя функционирование системы управления охраной труда, в рамках которой проведена оценка профрисков, необходимо постоянно проводить ее мониторинг с целью понимания:
– продолжает ли она оставаться эффективной;
– по-прежнему ли действуют мероприятия по снижению риска получения травмы.
В случае неудовлетворительного результата следует максимально быстро принимать корректирующие меры, начиная с внеплановой оценки рисков и заканчивая внесением изменений в Примерное положение о СУОТ.
Необходимо отметить, что процесс мониторинга сопровождается ведением документации как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Полученные данные в дальнейшем используются в целях оценки и прогноза состояния безопасности и охраны труда в организации.
При проведении оценки профессиональных рисков на рабочих местах работодатель обязан:
– обеспечить проведение оценки профессиональных рисков на рабочих местах;
– ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения оценки профессиональных рисков на его рабочем месте;
– реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов оценки профессиональных рисков.
Работник вправе:
– присутствовать при проведении оценки профессиональных рисков на его рабочем месте;
– обращаться к работодателю, в комиссию по оценке профессиональных рисков с предложениями по осуществлению идентификации опасностей на его рабочем месте и за получением разъяснений по вопросам проведения оценки профессиональных рисков на его рабочем месте.
Работник обязан ознакомиться с результатами оценки профессиональных рисков на его рабочем месте.
Перечень основных документов по оценке профессиональных рисков
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. №438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда».
Приказ Роструда от 21 марта 2019 г. №77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».
ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования.
ГОСТ Р 12.0.010-2009. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.
Руководство Р 2.2.1766-03. 2.2. Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.
ГОСТ Р 51901.21-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения.
ГОСТ 12.0.230.5-2018. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ.
ГОСТ Р 51901.1-2002. Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем.
ГОСТ Р 51897-2011. Менеджмент риска. Термины и определения.
ГОСТ Р ИСО 31000-2019. Менеджмент риска. Принципы и руководство.
ГОСТ Р 54934-2012. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования.
Примерное положение о системе управления охраной труда в дошкольной образовательной организации, утвержденное постановлением исполкома профсоюза от 6 декабря 2017 г. №11-12.
Примерное положение о системе управления охраной труда в общеобразовательной организации, утвержденное постановлением исполкома профсоюза от 6 декабря 2017 г. №11-12.
Приложение 1
Приказ
«___» ________ 20___г. №__________
О мероприятиях по управлению профрисками
В целях реализации ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года №438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» и организации мероприятий по управлению профрисками
Приказываю:
1. Создать комиссию по идентификации опасностей и оценке рисков в составе:
Председатель комиссии
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Члены комиссии:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Разработать перечень рабочих мест, на которых будет проводиться идентификация опасностей и оценка рисков.
Срок исполнения: «___» ________ 20___г.
3. Разработать план-график проведения работ по оценке рисков.
Срок исполнения: «___» ________ 20___г.
4. Ознакомить работников с результатами идентификации опасностей и оценки рисков.
Срок исполнения: «___» ________ 20___г.
5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Руководитель организации _____________________________________________________
Приложение 2
Перечень (реестр) опасностей
Приложение 3
Форма карты идентификации опасностей и оценки рисков
Карта идентификации опасностей и оценки рисков №_______
______________________________________________________________________________
(Наименование структурного подразделения/рабочего места)
Руководитель: _________________ _______________________________ «___» ________ 20___г.
(Подпись) (ФИО) (Дата)
Работник: ____________________ ________________________________ «___» ________ 20___г.
(Подпись) (ФИО) (Дата)
Приложение 4
Утверждаю
_______________________________________
(должность)
_______________________________________
(наименование организации)
____________ _______________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
«_____» ______________ 20_____г.
Реестр допустимо приемлемых и неприемлемых рисков
Приложение 5
Утверждаю
_______________________________________
(должность)
_______________________________________
(наименование организации)
____________ _______________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
«_____» ______________ 20_____г.
План мероприятий по управлению рисками
Комментарии