search
main
0

Как ОБЖивается ОБЖ?

Вряд ли разработчики курса “Основ безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ) в начале 1990-х предполагали, что катастрофы и локальные войны, атаки террористов и природные катаклизмы станут страшной действительностью будней. Увы, последние годы принесли людям немало страданий, и ХХI век не сулит покоя. Вот почему авторы этих строк попытались разобраться: как обстоит дело с ОБЖ в учебных заведениях? С какими проблемами сталкиваются преподаватели? На эти и другие вопросы наши корреспонденты попытались найти ответы в столичном профессиональном училище N 189, которым вот уже более 20 лет руководит Шамиль Исмаилович Капкаев.
Так как же ОБЖивается ОБЖ в учебных заведениях?

Кому преподавать “Основы…”?
Для учащихся профучилища N 189 ОБЖ – один из самых любимых предметов. В первую очередь потому, что занятия проводятся нестандартно, что, согласитесь, для 15-17-летних ребят интересно. Немалая заслуга в этом Тамары Алексеевны Осиповой. В училище помимо “Основ…” она преподает химию – предметы, на первый взгляд, далекие друг от друга. Но это не так.
Когда в сентябре 1993 г. вводили курс ОБЖ, преподавателя на столь малую ставку попросту не нашли. Тамара Алексеевна вызвалась взвалить на свои плечи дополнительную нагрузку. Новый предмет в чем-то перекликался с ее основной дисциплиной. К тому же еще в институтскую пору Тамара Алексеевна посещала курсы гражданской обороны, получила удостоверение медсестры. Изучение основ безопасности жизнедеятельности показалось опытному педагогу злободневным, так как страна к тому времени хлебнула горький опыт Чернобыля, крупных техногенных и природных катастроф. А сколько испытаний предстояло еще пережить? Кто-то должен был учить ребят адекватным действиям в экстремальных условиях.

К размышлению
И все же кто должен учить детей основам безопасности жизнедеятельности? С высоты сегодняшнего дня можно и нужно говорить о том, что преподавать столь сложный и ответственный предмет (не потому, что другие предметы “безответственные”, а потому, что речь идет о сохранении жизни и здоровья детей, которые, не дай Бог, попадут в экстремальную ситуацию) должны офицеры запаса – специалисты в этой области. Сейчас в армии, впрочем, как и в 1990-е гг., идет сокращение. Многие тысячи полных сил и энергии капитанов, майоров, подполковников уходят в запас, пытаются приспособиться к гражданской жизни. Среди них немало и желающих передать свои знания, военный и жизненный опыт подрастающему поколению.
Почему же запасники неохотно идут в школы и профтехучилища, где их ждут с распростертыми объятиями? Ответ прост: мизерная зарплата не может устроить офицера-запасника, которому надо кормить семью, своих детей на ноги ставить. Если бы правительство и региональные власти прибавили зарплату преподавателям ОБЖ или, на худой конец, как дворникам, предложили жилье, поверьте, офицеры запаса повсеместно стали бы наставниками молодежи, обучали их основам безопасности жизнедеятельности и качественно готовили к выполнению конституционного долга – защите Отечества, службе в армии.

Помнить свое родство
Подготовка по ОБЖ в профучилище N189 строится на хорошем фундаменте героико-патриотической работы. И это не случайно. Именно в этих стенах летом 1941-го формировались части дивизии народного ополчения. В училище бережно собирают воспоминания фронтовиков для музея боевой славы 6-й дивизии народного ополчения, ветераны которой часто бывают в гостях у ребят, на славных героических традициях ведется разноплановая воспитательная работа – классные часы, уроки мужества, конкурсы рефератов, эссе и рисунков стенных газет. Выступление учащихся ПУ N189 на городском смотре-конкурсе “Дорогая моя столица, дорогая моя Москва!” стараниями ребят и их руководителя Елены Филипповны Гудилиной были оценены специальной грамотой, их пригласили выступить на окружном гала-концерте. И жюри, и зрители высоко оценили их программу. Высоким эмоциональным звучанием наполнены встречи с ветеранами 6-й дивизии народного ополчения.
Язык не поворачивается назвать все это заскорузлым чиновничьим словом “мероприятия” – настолько они проходят неформально. Стоит ли удивляться, что после таких волнующих встреч юноши и девушки совсем иначе воспринимают занятия по ОБЖ.

К размышлению
Давайте вспомним начало 1990-х, когда после развернутой в СМИ травли всего, что было связано с армией и защитой Отечества, руководители многих учебных заведений поспешили отказаться от целого ряда хорошо зарекомендовавших себя форм военно-патриотического воспитания молодежи. Как говорится, от греха подальше. А о начальной военной подготовке вспоминали не иначе, как с оговоркой: чур ее! На “свалку истории” были “за ненадобностью” выброшены военно-патриотические игры “Орленок” и “Зарница”, военно-прикладные кружки и секции, военно-спортивные лагеря и многое другое, что проверенно практикой, работало на решение главной задачи – духовную и физическую закалку подрастающего поколения. Да и как могло быть иначе, когда слова “патриотизм” и “патриоты” доморощенные “новаторы” использовали как ругательства.
Результаты не заставили себя ждать: на рубеже веков общество ужаснулось плодам десятилетия – нигилизм и бездуховность, беспризорность, наркомания и преступность захлестнули наших детей. Их души и сердца пожирали западные боевики, фильмы ужасов, порно, заплеванные подворотни. О физическом и духовном здоровье детей говорить не приходится. На рекламе “Мальборо”, “Пепси” и “Клинского” выросли целые когорты дохляков, немощных физически и нищих духовно, которые не то что страну, себя не смогут защитить.
Слава Богу, мы наконец-то осознали гибельность этого пути. В начале 2001 г. принята Федеральная целевая программа “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы”, обязывающая чиновников, руководителей разного ранга уделять этой проблеме особое внимание. Совместным приказом министров обороны и образования утверждена инструкция об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Военно-патриотическое воспитание наконец-то получило благословение на самом высоком уровне. И это добрый знак. Значит, наши дети будут расти не Иванами, не помнящими родства, а патриотами Отечества.
Единственное, о чем можно жалеть, так это о разбазаривании огромного материально-технического потенциала, на котором еще совсем недавно базировалась вся система военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки в учебных заведениях. И об этом следует сказать особо.

Где вы, спонсоры?
Когда в училище N 189 вводился курс ОБЖ, Тамаре Алексеевне Осиповой пришлось столкнуться с проблемами учебно-материальной базы. Из списка рекомендуемых методических пособий и оборудования едва набрали половину. До сих пор не хватает индивидуальных аптечек и противохимических пакетов, респираторов, перевязочных материалов, жгутов, носилок и многого другого. Вот и приходится, что называется, на пальцах объяснять ребятам правила пользования защитным комплектом или бытовым дозиметром. Их просто нет. Многое из имеющегося устарело. Мало наглядных пособий. Плакаты, брошюры и прочее приходится делать самостоятельно.
Лучше дело обстоит с видеоматериалами. Училище купило видеофильмы по гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуациях, например, в случае пожара, радиоактивного заражения или разлива ртути и т.д. Добрая половина – мультфильмы. Анимация прочно вошла в нашу жизнь, поэтому разработчики учебно-методических материалов решили использовать и ее. Естественно, дети относятся к мультикам с большим интересом.
На вопрос о том, что больше всего запомнилось из курса ОБЖ, ребята из профучилища N189 уверенно отвечали: занятия на базе одной из воинских частей, в ходе которых будущие призывники знакомились с жизнью и бытом воинов, оружием и техникой, стреляли из автомата Калашникова. Единственное, о чем жалеют завтрашние новобранцы, что таких занятий проводится очень мало.
А еще ребята на ура воспринимают встречи с выпускниками училища, которые уже отслужили в армии, прошли “горячие точки”. Недавно, например, в родное училище пришел один из них – Николай Харламов. Он служил сапером в Чечне, рассказал немало интересного о суровых армейских буднях. По словам Николая, знания, полученные на уроках ОБЖ, ему очень пригодились во время службы.

К размышлению
Тяга мальчишек к оружию и всему, что связано с военной службой, понятна. Еще в 1980-е гг. во многих учебных заведениях были свои тиры, классы начальной военной подготовки с богатой учебно-материальной базой – различными приборами, учебным стрелковым оружием, макетами и т.д. Куда все делось? Теперь приходится начинать с нуля. И на все нужны средства, которых у образовательных заведений – кот наплакал. Выход, думается, есть. Прийти на помощь могут предприятия и коммерческие организации, руководители которых прошли в свое время хорошую армейскую закалку. Так что, злободневен вопрос: где вы – спонсоры?

Анатолий АНТИПОВ,
Петр КОРОТЕЦКИЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте