Начальная школа – особо ценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательной организации, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус, увеличивается потребность в самовыражении.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит успешное становление самосознания и самооценки ребенка.Предметное обучение в начальных классах на первый взгляд необычное явление, но вполне допустимое, объективно оправданное, не оказывающее негативного влияния на качество образования. В нашем Центре образования обучают и воспитывают 1840 детей. Комплекс состоит из 3 зданий, работают 243 человека. По некоторым учебным предметам в начальных классах с 2002 года мы уже более 12 лет проводим предметное обучение. Почему был введен такой принцип обучения для младших школьников? Прежде всего как ответ на инициативу родителей, желание удовлетворить запрос родителей и детей на качественный педагогический состав. При постоянно быстро растущем контингенте младших школьников сложно, а подчас и невозможно найти и принять одновременно большое количество учителей и молодых специалистов, которые обеспечат всем младшим школьникам качественное обучение по всем предметам. При этом не хочется и сдерживать темп роста контингента обучающихся. Кроме того, многие родители, которые обучали своих старших детей у понравившегося им учителя начальных классов, приводили своих младших детей в 1-й класс нашего учреждения, непременно хотели попасть к этому же учителю, хотя их же старший ребенок еще продолжал обучение в 4-м классе.Нам удалось правильно организовать, выстроить эффективно и с учетом возрастных особенностей младших школьников предметное обучение в 1, 2, 3, 4-х классах, когда один ОСНОВНОЙ учитель ведет обучение детей по русскому языку, математике, чтению в 1 и 4-х классах (реже в 1 и 3-х классах), а другие предметы учебного плана в этих же классах ведут другие учителя начальных классов (окружающий мир, изо, технология) или учителя-предметники (иностранный язык, ИКТ, физкультура, музыка, ОРКСЭ – 4-е классы). При переходе на предметное обучение хотелось достичь и качественно иного уровня преподавания предмета при существенном сокращении времени учителя на его подготовку, так как количество предметов для подготовки учителя оптимизируется.Переход к предметному обучению начинался в 2002 году с двух классов. В конце первого такого учебного года мы подвели первые итоги: качество знаний было более 80% по каждому предмету. Кроме подведения итогов учебного года по предметам мы провели опрос родителей, они приняли эту систему очень хорошо. Среди плюсов обучения они отмечали, что у учителей нет любимчиков, что если ребенку не удается один предмет, он реализует себя у других учителей, что это прекрасная возможность избежать проблем при переходе в основную школу, так как дети привыкают к разной манере изложения учебного материала, им нравится подобный подход к обучению.В настоящее время все классы начальной школы (23 класса) в той или иной степени охвачены предметным обучением. В десяти из них ведут предметное обучение, в 13 классах либо меньший перечень предметов выведен на предметное обучение, либо один учитель традиционно ведет все предметы. Родителям мы предоставляем выбор по формату обучения, учителям – по определению интенсивности своего труда. Кандидатуры учителей, преподающих отдельные предметы, рассматривают на заседании кафедры учителей начальных классов и на административном совете.Ученику переход на предметное обучение позволяет:- получить высокое качество знаний по предметам;- спокойно, без сложного периода адаптации, перейти на уровень основного общего образования (5-й класс);- развивать свои способности в разных предметных областях;- эффективнее развивать коммуникативные способности.Учителю переход на предметное обучение позволяет: осуществить более глубокую проработку учебного материала, охватить весь спектр параллельных учебников; оптимизировать время для более тщательного отбора учебного материала и подготовки дидактического обеспечения учебного процесса; обеспечить персонификацию процесса обучения; повысить уровень преподавания и качества знаний учащихся.Образовательной организации переход на предметное обучение позволяет: обеспечить высокое качество знаний учащихся по разным предметам; обеспечить личностное развитие каждому ребенку; решить проблему педагогической нагрузки учителей начальной школы; рационально использовать кабинетный фонд здания.Ирина ГРОМОВА, директор ЦО №1296
Комментарии