search
main
0

Как обрести смысл? Урок развития речи в 6-м классе. Тема: Углубление знаний о тексте

Цель: Повторение и некоторое углубление знаний, полученных учениками в 5-м классе.
В памяти учеников следует восстановить, что текст – это группа предложений, объединенных в целое единой темой и основной идеей, что предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств, что в каждом следующем предложении содержатся новые сведения, обеспечивающие развитие мысли.
Разминка.
На доске записаны группы слов:
1) зайца, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, кинорежиссер, том, создал, волк.
2) по, мотоцикл, а, шоссе, велосипеде, заяц, на, волк, заводил, ехал.
3) за, когда, волк, волк, а, мотор, по, завел, поехал, побежал, шоссе, зайцем, сам, мотоцикл.
Учитель: Ребята, сегодня я хотела бы увидеть вашу смекалку и находчивость. На доске записаны “рассыпанные” предложения. Вы сможете их собрать?
Дети: Да.
Учитель: А сколько вам понадобится времени?
Дети предлагают свои варианты.
Учитель: Остановимся на 5 минутах. Готовы? Начинайте.
Через 5 минут учитель останавливает ребят. Кто сколько успел, тот вариант и остается (конкретное время и контроль за ним организует ребят).
Учитель и дети выслушивают варианты 1, 2, 3 предложений.
Учитель: Замечательно у вас получилось. Целый текст составили.
Ученики: Это не текст.
Учитель: Почему, ребята, вы считаете, что эти три предложения мы не можем объединить в текст, не изменяя в них ничего?
Ученики дают два варианта ответа:
1) не знаю;
2) приводит доказательство отсутствия признаков текста.
В ходе фронтального обсуждения дети приходят к обоснованному выводу, что перед ними набор предложений, а не текст.
Учитель: С первым заданием нашей разминки вы справились легко и быстро. А теперь поработаем над тем, как собрать рассыпанные предложения в текст.
На доске:
а) Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда.
б) Чтобы проводить прямые линии; которые ленились; в средневековых школах линейку употребляли не для того; линейкой били по рукам учеников.
После анализа получившихся предложений ученики фронтально определяются в признаках текста. Учитель записывает на доске то, что сообщают дети.
Признаки текста:
1. Целостность.
2. Самостоятельное значение. Связанность по смыслу.
3. Законченность.
Учитель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам работу в группах, т.к. задание довольно объемное и сложное. Мне кажется, что эта форма работы будет плодотворнее. Вы не возражаете?
Ученики и учитель обговаривают время выполнения задания.
Учитель выдает в группы материал для работы на протоколе.
Задание: Прочитайте. Какое из сочинений на тему “Что я увидел из
окна?” является удачным, какое – нет? Докажите, пользуясь знаниями о признаках текста.
а) На улице раздался отчаянный визг. Я подошла к окну. У соседнего дома на старом клене сидели две кошки, а внизу бегал огромный бульдог. Он целых полчаса не давал кошкам слезть с дерева. Вскоре вышел хозяин собаки и увел бульдога. Но кошки еще долго сидели на дереве и смотрели в ту сторону, куда ушел их враг.
б) Я подошел к окну и увидел картину. Небо было серое, но чистое, без облаков. Солнца совсем не видно. Из-за угла выбежала кошка, за ней гналась другая кошка. Они долго гонялись, но наконец остановились и начали драться. Тут появился один прохожий, и кошки разбежались. Потом я увидел, что по дороге едет военная машина. У нее были большие колеса и большая кабина. Машина за собой тащила прицеп. Вот что я видел вечером в окно.
После группового обсуждения и анализа начинается фронтально-групповое обсуждение точек зрения. Здесь дискуссия может пойти в разных направлениях. Учитель должен подтолкнуть ребят (если у них нет такого решения) к мысли о том, что оба сочинения соответствуют предложенной теме. Однако в первом из них отбор материала подчинен определенному замыслу – выделить то, что привлекло особое внимание, а во втором – дается бессистемное перечисление всего, на что падает взгляд. В первом сочинении наличие замыслов и в соответствии с ним развитие мысли придают тексту цельность, завершенность. Во втором же стержень, которым всегда является основная мысль, отсутствует, поэтому у ученика получился простой набор предложений – их можно дополнить, сократить, поменять местами. Учитель может подвести ребят к тому, что из второго сочинения можно сделать текст, для этого надо придумать возможный замысел, попытаться обосновать создание именно такого высказывания (например, состоянием героя).
Ребята пробуют составить текст с заданной идеей. Фронтально обсуждают тексты, которые они откорректировали в группах. В процессе этой дискуссии должны еще раз обговорить все признаки текстов.
О.ЧАЛАБОВА,
учитель русского языка и литературы
комплекса “Гармония”
Великий Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте