Образование рассматривается как социальное благо, улучшающее качество жизни, обогащающее человека духовно, расширяющее его возможности для полноценной жизни. Как экономическое благо образование приносит доход в виде более высокой оплаты труда более образованных работников, более образованные работники, как правило, лучше ориентируются на рынке труда, более эффективно организуют поиск работы и почему-то считаются более защищенными от безработицы. Однако не всякое образование обеспечивает более высокие заработки, а лишь то, на которое есть спрос на рынке труда. Чем выше неудовлетворенный спрос на специалистов, тем выше их заработки, а если полученное образование не требуется современным работодателям, то специалист остается безработным, и ему приходится либо переучиваться, либо соглашаться на неквалифицированный труд.
Эта проблема, типичная для выпускников вузов во всем мире, у нас может усугубляться еще и тем, что послекризисное восстановление промышленного производства требует массового притока на предприятия молодых людей со среднетехническим образованием. Однако подготовка специалистов этого уровня была практически прекращена в перестроечное десятилетие, а выпускники школ практически стопроцентно настроены на получение высшего образования. Такое противоречие неизбежно обострит конкуренцию среди выпускников вузов на рынке престижных рабочих мест.
Во всем мире большое количество выпускников вузов испытывают серьезные проблемы при трудоустройстве, что свидетельствует о недостаточно согласованном развитии и рынка труда, и рынка образования. Неготовность выпускника вуза сразу приступить к полноценной работе, потребность в адаптационном периоде на рабочем месте была отражена в установлении системы государственного распределения и специального статуса молодых специалистов – выпускников высших и средних специальных профессиональных учебных заведений в советский период. Защита от увольнения в первые три года работы, система наставничества и специальные программы адаптации давали возможность недавним студентам приспособиться к требованиям рабочего места, освоить необходимые дополнительные знания и навыки, осознать необходимость выполнения правил трудовой и производственной дисциплины, то есть стать полноценными самостоятельными работниками. Сегодня ситуация во многом изменилась и осложнилась.
Сегодня уже признано, что многие вузы выпускают студентов с теми знаниями и навыками, которые могут дать, а не с теми, которые ожидают увидеть в молодых сотрудниках работодатели. Дело в том, что между моментом выбора специальности в вузе абитуриентом и его последующим трудоустройством проходит пять лет. За это время спрос на рынке труда существенно меняется. Точно рассчитать, какие специалисты и в каком количестве будут нужны через пять лет, практически невозможно. Отсюда необходимость внедрения многоступенчатого образования и коррекции образовательных программ при активном участии в этом процессе работодателя.
Современный рынок труда предъявляет особые, порой противоречивые требования к работнику. Ему необходимы не только высокий базовый уровень профессиональной подготовки, но и углубленные специализированные знания, помимо теоретических представлений нужны навыки и опыт практической деятельности, умение работать в команде должно сочетаться с проявлением лидерских качеств. Работнику нужно быть дисциплинированным, исполнительным, надежным, но одновременно еще и инициативным, смелым, готовым принимать ответственные решения, идти на риск. Быстрое развитие экономики определяет особый спрос на мобильных работников, открытых к освоению и применению новых знаний, умеющих гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды, готовых к работе в условиях стресса и жестких временных ограничений.
Именно в силу таких сложных и многогранных требований к работникам со стороны работодателей конкуренция на рынке труда за наиболее престижные высокооплачиваемые рабочие места обостряется. Сознавая это, молодые люди и их родители, определяя жизненную стратегию выпускника средней школы, пытаются найти наиболее эффективный путь к статусу конкурентоспособного на рынке труда работника. Желание иметь достойное рабочее место, то есть заниматься интересным творческим трудом, престижным в обществе и высокооплачиваемым, укрепить социальный статус, заложить основу для карьерного роста, приводит к выбору в качестве базиса для трудовой жизни получение высшего образования.
Интересно, что за минувшее десятилетие произошли существенные изменения в требованиях работодателей к выпускникам вузов. В середине 90-х годов в качестве обязательного требования работодатели выдвигали наличие опыта работы, а выпускники жаловались, что запросы компаний носят практически взаимоисключающий характер (возраст претендента на работу должен быть до 25 лет, образование высшее, стаж работы не менее пяти лет). Без опыта работы во время учебы найти работу было практически невозможно. Сейчас ситуация меняется: отсутствие опыта работы несколько снижает стартовую зарплату, но не закрывает доступа к вакансиям. Многие успешные работодатели предпочитают набирать работников прямо со студенческой скамьи, мотивируя свой выбор желанием иметь работников, «не испорченных чужой корпоративной культурой». При этом работодатели обращают серьезное внимание не только на бренд вуза, но и на оценки студента, тематику научных исследований, активность в изучении дополнительных программ, участие в научных проектах и конкурсах.
Для преодоления разрыва в требованиях к выпускникам и их подготовленности работодатели готовы расширять контакты с вузами. Наиболее крупные и успешно развивающиеся компании рассматривают взаимодействие с вузами как важнейший инвестиционный проект. В этом случае компании уже не ограничиваются пассивным ожиданием «самопроявившихся» претендентов на рабочее место. От формальных заявок на выпускников, организации эпизодических презентаций компании переходят к системному сотрудничеству с вузами, которое включает организацию практики и стажировки студентов, вовлечение компаний в подготовку и корректировку учебных программ, формирование тематики курсовых и дипломных работ, научных исследований и проектных разработок, тестирований и собеседований, проведение деловых игр и практических занятий, нацеленных на формирование навыков трудоустройства, финансирование целевой подготовки студентов, организацию конкурсов научных работ, предоставление грантов и дополнительных стипендий студентам и преподавателям, материальную помощь вузам в оснащении компьютерами и оборудованием, благотворительные взносы и пожертвования, предоставление преподавателям возможности стажировок в компаниях.
Широкие возможности подстройки образования под требования рынка предоставляют производственные практики, когда студенты могут проявить свои знания, решая конкретные задачи, а работодатели – подобрать себе наиболее подходящих работников. Если бы был разработан механизм официального трудоустройства студентов на практику, это помогло бы студентам получить недостающий им ныне опыт преодоления порога «учеба-работа». Тогда бы все выпускники приобрели чрезвычайно полезные навыки правильного составления резюме, заполнения анкет, заключения трудовых договоров, прохождения собеседований. Но, к сожалению, ступень бакалавриата, которая сегодня предлагается вузам, не предполагает проведения вообще никаких практик.
Различные формы содействия успешному трудоустройству выпускников, существующие на Западе уже многие десятилетия, постепенно набирают силу и в нашей стране. Однако деятельность подобных служб направлена на облегчение поиска работы и опирается на то, что выпускник обладает знаниями, нужными современной экономике. Таким образом, выбор высшего образования должен осуществляться с учетом среднесрочного прогноза развития рынка труда. Если отдельному абитуриенту помочь в этом должны профориентационные службы, работа которых со школьниками, к сожалению, совершенно недостаточна, то в масштабах региона регулировать развитие образовательных учреждений должны органы местного самоуправления.
Развитию служб содействия занятости в московских вузах во многом способствовало решение Комитета труда и занятости Правительства Москвы от 2001 года об утверждении Типового положения о службе занятости в вузах столицы. Типовое положение было подготовлено на основе наработанного опыта и с учетом необходимости оказания помощи студентам и выпускникам в успешном трудоустройстве. Типовое положение предусматривает создание в вузах специального отдела содействия трудоустройству, оно фактически определило этот вид деятельности как необходимое звено успешной подготовки молодых специалистов, востребованных на рынке труда, обозначило основные виды работы в данном направлении и придало этой деятельности легальный статус. Вместе с тем нельзя не признать, что целый ряд проблем остается нерешенным как с концептуальных, так и с практических позиций. По существу Положение возлагает на вуз функции и виды деятельности, которые нельзя отнести к его основной – оказанию образовательных услуг. Более того, предполагается, что все вузы станут заниматься работой, которую не всегда успешно выполняют специализированные учреждения, например, составлять прогнозы спроса на рабочую силу или проводить психологические тестирования. Вряд ли в рамках каждого вуза возможно организовать такую работу на высокопрофессиональном уровне, да и целесообразность подобных действий представляется сомнительной. Кроме того, профессиональный подбор кадров, которым занимаются кадровые рекрутинговые агентства, – высокооплачиваемая компаниями работа, включающая отбор и всестороннюю оценку кандидата, рекомендацию его на работу и гарантию замены в случае, если он не справится со своими обязанностями.
Решение проблемы на экономическом факультете МГУ отчасти было найдено в ограничении функций Службы содействия трудоустройству и налаживании контактов не только непосредственно с работодателями, но и с представителями кадровых и рекрутинговых агентств при активном сотрудничестве с Ассоциацией выпускников и Сообществом выпускников. Основной функцией службы стало информирование студентов о возможностях трудоустройства. С этой целью в службе аккумулируются и анализируются заявки работодателей, включая предложения о работе на условиях полного и неполного рабочего дня, предложения о стажировках и практиках. Каждый месяц обрабатывается и размещается на стенде информация в среднем о десяти вакансиях или стажировках, принимаются только те предложения, которые потенциально интересны студентам и выпускникам экономического факультета МГУ.
Для информирования студентов о мероприятиях, проводимых Службой, создана электронная база, содержащая адреса электронной почты студентов 3 и 4-х курсов и магистратуры. В начале каждого учебного года эта база пополняется за счет включения в нее данных о студентах нового третьего курса. Таким образом, большинство студентов оказываются проинформированными о мероприятиях, проводимых Службой.
По заявкам работодателей Служба организует презентации компаний, в среднем 10-12 в год. Во время презентаций компании рассказывают о возможностях трудоустройства, раздают желающим анкеты, приглашают на собеседования, нередко презентации проходят в виде деловых игр или разбора ситуаций. В презентациях участвуют не только работодатели, но и кадровые агентства.
Служба принимает участие в информационной поддержке различных конкурсов и образовательных игр, проектов, например, международной бизнес-игры «Trust», включая проведение первого тура игры в стенах экономического факультета МГУ.
Особую роль в работе по содействию трудоустройству выпускников играет подготовка и проведение Дня карьеры «Недостающее звено», ежегодно организуемого в апреле – мае сообществом выпускников экономического факультета МГУ «e-Alumni».
Массовые мероприятия, подобные ярмаркам вакансий и дням карьеры, нередко справедливо критикуют за неорганизованность, неосведомленность посетителей, их неподготовленность и нежелание откликаться на предложения работодателей. Среди работодателей распространилось мнение, что эффективность подобных ярмарок крайне низка и найти на них подходящего работника невозможно. Ответом на такую критику стала организация в рамках Дня карьеры заранее запланированных собеседований студентов с менеджерами компаний по подбору персонала.
К проблемам работ Службы можно отнести неопределенность ее финансово-юридического положения, неясность с возможностями взимания платы с работодателей за предоставляемые услуги. Концептуально предстоит еще определяться с объемом функций и задач, которые может и должна выполнять такая служба на факультете. Перспективным видится ограничение деятельности Службы координационной функцией и приглашением специалистов для выполнения на профессиональном уровне отборов, тестирований, тренингов и так далее. Разумеется, было бы крайне интересно наладить обратную связь с выпускниками, организовать мониторинг их карьеры, однако такой проект требует очень больших затрат.
Комментарии