При проведении итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений актуальной является независимая оценка на экзамене, надежность и валидность оценивания. О том, как этого достигнуть, рассказал эксперт.
О том, как убедиться в авторстве дипломной работы выпускника вуза и какими компетенциями должен он обладать, рассказал руководитель Ивановского научного центра РАО, ректор Ивановского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент Алексей Малыгин. Он отметил, что тема оценки итоговой аттестации в вузе связана с рынком труда, с молодыми специалистами, которые начинают свой трудовой путь, а также с теми, кто обучает, и теми, кто учится.
Каким может и должно быть образовательное оценивание по итоговой аттестации студентов в изменившихся условиях
Под оцениванием понимается процесс сбора, анализа и интерпретации информации с целью принятия каких-либо решений. Под изменившимися условиями для аттестации студентов понимаются технологии, получившие бурное развитие в период пандемии.
В настоящее время есть возможность оценивать студентов в удаленном режиме. Процедурами итоговой аттестации выступают госэкзамен и защита выпускных квалификационных работ. Если с защитой процесс оценивания более или менее понятен, то по поводу того, как проводить государственный экзамен в соответствии с требованиями статьи 59 ФЗ «Об образовании», предполагающей объективность и независимость оценки, возникает много спорных вопросов – в том числе и в научном плане.
Спикер предложил модель того, как эту процедуру проводить в рамках итоговой аттестации, обеспечивая объективность и независимость – и получать надежный валидный результат. Он напомнил о ряде проблем, которые существуют сегодня в образовательном оценивании. Алексей Александрович с сожалением констатировал, что в высшем образовании так и не сложилось единого понимания и подходов к тому, как можно оценивать уровень сформированности компетенций, результаты обучения и делать вывод, компетентен ли специалист на выходе из вуза. Эти уровни не определены. При этом существует договоренность, что может быть два или три уровня сформированности компетентности.
Также фиксируется сегодня и низкая оценочная культура. «Мы иногда некорректно или неправильно интерпретируем получаемый результат», – отметил спикер. Отсюда – риски получения недостоверных данных, особенно если аттестация проводится в удаленном режиме. Используемые системы могут и не сработать: ну и что, что студент иногда отводит взгляд от экрана, как это сказывается на результате выполнения задания – непонятно. Отсюда – недоверие к методу и инструментарию для оценивания результатов обучения. Особенно это относится к независимой оценке сторонних экспертов, которые приезжают в вуз с этой процедурой. Возникает вопрос: какова надежность и валидность результатов, которые получены при применении оценочных средств. Хотелось бы, чтобы любой педагог задавался таким вопросом – удается ли получить справедливую достоверную оценку.
Современное оценивание Алексей Малыгин предлагает рассмотреть в четырех измерениях. Во-первых, с позиции морали и нравственности. Известна история с ChatGPT, когда студент сформировал свой дипломный проект с помощью ответов искусственного интеллекта. Как убедиться, что дипломная работа является результатом труда студента? Здесь работают методы доказательной аргументации и оценки. Оценивание можно рассматривать и с нормативных позиций – то, как задает это государство через закон об образовании, образовательные стандарты, сам университет – через образовательную программу, требования к проведению оценки.
Содержание образования диктует подходы, на которых выстраиваются образовательные программы и самообразовательный процесс. Спикер также обратил внимание на инструментарий и технологии в области оценивания образования. Сегодня их довольно много. Однако доказать, что они надежны и валидны, дают объективность и аутентичные оценки – «это остается пока за скобками».
Актуальные направления в образовательном оценивании
Алексей Малыгин отметил ряд актуальных направлений, которые связаны с образовательным оцениванием. В первую очередь, это развитие независимой (от образовательной организации) системы оценки квалификаций, компетенций, результатов обучения. Работодатель может провести оценку квалификаций своих работников. В настоящее время эта процедура добровольная. Чтобы ее лучше понять, можно обратиться к системе аккредитации специалистов в области здравоохранения, где эта процедура серьезно поставлена.
Важное место также занимает функционирование внутренней системы оценки качества образования. Это условия, содержание, организация, качество образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик. Еще один документ, которые нельзя игнорировать – требования профессионального стандарта педагога. Для тех, кто готовит педагогические кадры, четко прописаны необходимые знания и умения – в том числе связанные с контрольно-оценочной деятельностью.
Оценочная деятельность получила определенное развитие. Сформировалась оценочная культура в образовании. Лидером выступил Единый госэкзамен, который потребовал большого количества специалистов в области образовательных измерений. Таких тестологов массово стали готовить с 2000-го года. Можно обратиться к опыту Федерального института педагогических измерений, где накоплен большой опыт в области образовательного оценивания.
Как достичь объективности
Говоря о содержании образования, можно зафиксировать, что на протяжении 10 лет реализуется компетентностный подход. Образовательные результаты заданы именно формулировкой компетенций – универсальных, профессиональных, общепрофессиональных. Оценить уровень их сформированности – нетривиальная задача.
Говоря об оценочных процедурах, необходимо руководствоваться научными определениями, связанными с измерениями: надежность, валидность и аутентичность. Надежность показывает меру объективности результатов измерений. Валидность – меру соответствия полученных результатов цели измерения. Аутентичность отражает меру подлинности результатов.
Уровни измерений и инструментарий оценивания
Сегодня процедура оценки связана с измерениями. С 90-х годов стали появляться кафедры педагогических измерений. Существуют качественный (неметрический) и количественный уровни измерений. На качественном уровне есть две шкалы: шкала наименований (идентификация элементов множества) и шкала порядка (отметки – 5, 4, 3, 2, 1). Относительно шкалы порядка определенные математические операции не допустимы, но это часто нарушается в попытках найти средний балл, суммируя несуммируемые баллы. К сожалению, нередко от преподавателей требуется вывести средний балл в группе или в классе. Пятерка и тройка не равны четверке и двойке.
Количественный уровень предполагает шкалу интервальную и шкалу отношений (абсолютную). На интервальной шкале работают математические модели. Когда получаем баллы по 100-балльной шкале, например, за результаты ЕГЭ, должны быть четко определены правила, по которым переводятся баллы и выводятся оценочные суждения.
Если классифицировать сообразно уровням измерения весь доступный инструментарий для оценивания, то его тоже можно распределить по количественному и качественному уровням. Количественному уровню (где не включен педагог) соответствуют стандартизированные задания с выбором ответов и стандартизированные анкеты. К качественному уровню относятся традиционные средства оценивания, портфолио, ситуационные контекстуализированные задания, задания практических умений и с инновационными формами заданий. Так, обычный экзаменационный билет предполагает ответ на 2–3 вопроса. Иногда сами вопросы сформулированы не в компетентной трактовке. Кроме того, невозможно гарантировать готовность молодого специалиста, ответившего полностью на эти вопросы. Любые методы оценки, в которых участвует человек, снижают объективность. Но игнорировать их нельзя. Как сочетать количественный и качественный уровни? Их нужно совмещать, используя смешанный подход.
Как разрабатывать оценочные средства
Спикер рассказал о целевых ориентирах в процессе конструирования инструментария для оценивания результатов обучения. Он предложил алгоритм, который позволяет понять, освоил ли студент определенные знания и умения. Полученные студентом знания и умения отражают ответ на вопрос, выучили ли они материал. Понять это помогают задания с выбором ответа. Полученные навыки говорят о компетенциях выпускника. Для их проверки существуют многомерные оценочные кейсы. Понять, могут ли выпускники что-то доказать, также помогают их компетенции. В проверке умения доказывать эффективен подход, основанный на сборе доказательств.
Уровни оценивания
Алексей Малыгин выделил такие уровни оценивания для процедуры государственного экзамена, как линейный, адаптивный и многостадийный. Диапазон минимальной компетентности, соответствующий удовлетворительному уровню, предусматривает, что студенту даются задания с выбором ответов. Это 20 или более заданий, из которых экспертным путем коллегиально выбирается диапазон, который студенту нужно преодолеть, чтобы показать сформированность компетенций на минимальном уровне. Обычно это 70% выполненных заданий. В этом случае его допускают к следующему диапазону – базовой компетентности. Выпускнику предлагают 10–15 компетентностных заданий – с конструируемым ответом или задания на практическую деятельность. Выполнение всех заданий двух первых уровней будет соответствовать оценке «хорошо».
Затем студент допускается к диапазону высокой компетентности, соответственно которому он получает 5–7 ситуационных или контекстуализированных заданий проблемного характера. Этот диапазон предусматривает получение отличной оценки. При предложенном подходе к оцениванию учитываются как математические методы (исключают человеческий фактор), так и личностный подход к выпускнику.
Полностью ознакомиться с лекцией Алексея Малыгина можно на странице РАО в социальной сети.
Ранее Сетевое издание «Учительская газета» информировало, что педагогам рассказали об истории и методологии психолого-педагогических классов в России
Комментарии