С 2011 года во всех образовательных учреждениях в обязательном порядке реализуются новые федеральные государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования (ФГОС НПО и СПО). Их введение, как ожидается, позволит выпускникам учреждений НПО и СПО стать квалифицированными работниками и удачно трудоустроиться, а работодатели в свою очередь получат новое поколение кадров, способных к реализации современных эффективных технологий, что приведет к модернизации и технологическому развитию экономики страны в целом. Благостная картина сияющего будущего, правда, немного омрачается реалиями настоящего.
В Центр профессионального образования ФИРО обращаются с множеством вопросов по поводу реализации программ на основе нового поколения стандартов. Раньше спрашивали о междисциплинарных курсах и профессиональных модулях, о составлении учебных планов, об оценочных средствах. Отвечать на эти вопросы очень легко, поскольку требуется всего лишь более детально разъяснить положения, уже имеющиеся в текстах соответствующих ФГОС. Но в последнее время ситуация изменилась кардинально: теперь ответы приходится мучительно искать, а иногда их просто не существует.Рассмотрим проблему на конкретных примерах.Вопросы о заочной форме обучения по ФГОС СПО нового поколения задают с завидной регулярностью, при этом авторам иногда не удается сохранять беспристрастность. В 2011 году Алевтина Николаевна Алметова, преподаватель техникума из Йошкар-Олы, спрашивала: «Подскажите, пожалуйста, где можно найти информацию по разработке учебных планов на заочном отделении? Никаких нормативных документов и рекомендаций по заочному отделению в СПО не нашла. Возникли проблемы при распределении часов. Может, есть люди, которые тоже сталкивались с этой проблемой?» Конечно, такие люди нашлись, вот Галина Александровна Горбунова, зам. директора по учебной работе Комсомольского-на-Амуре колледжа информационных технологий и сервиса, написала: «Разрабатывая учебные планы ЗФО, руководствовались документом 1999 года, письмом Минобразования России от 30 декабря 1999 года №16-52-290ин/16-13 и соответственно самими рекомендациями. Так как иных документов не было и нет! Никаких других разъяснений никто, в том числе и ФИРО, не публиковал. Сейчас уже не время дискутировать, начало занятий на заочном отделении согласно все тем же рекомендациям не позднее 1 октября. Все вновь набранные группы ЗФО – по ФГОС. Что делать и кто виноват?»Действительно, в стандартах по многим специальностям СПО указана заочная форма обучения. Образовательные учреждения, имеющие утвержденные контрольные цифры приема, студентов-заочников набрали, приступили к занятиям и… уперлись в правовой тупик. Не будем искать виноватых, займемся анализом.В соответствии со ст. 174 Трудового кодекса РФ работникам, успешно обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по заочной форме, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах – по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов – по 40 календарных дней. Согласно разъяснению Министерства юстиции РФ все студенты, поступившие на обучение в образовательные учреждения, должны быть зачислены на первый курс независимо от образовательной базы. Таким образом, наблюдается явное противоречие: студенты третьего года обучения, поступившие после 9-го класса, и студенты-первокурсники, поступившие после 11-го класса, фактически изучают одинаковый набор дисциплин и модулей согласно требованиям к структуре ОПОП, сформулированным в текстах соответствующих ФГОС, но на сессию им выделяется разное количество времени, поскольку первые считаются третьекурсниками, а вторые – первокурсниками. В соответствии с новыми стандартами обязательная сдача итоговых государственных экзаменов вообще не предусмотрена, поскольку государственная (итоговая) аттестация проходит в форме защиты выпускной квалификационной работы. Но подобный вариант не предусмотрен в Трудовом кодексе, где указано, что студентам предоставляется для «подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов два месяца, сдачи итоговых государственных экзаменов – один месяц».Особые затруднения возникают при организации заочного обучения по профмодулям. Каждый профессиональный модуль состоит из одного или нескольких междисциплинарных курсов (в ходе которых осваиваются промежуточные результаты – знания и умения), а также из учебной и (или) производственной практики, при прохождении которых формируются заявленные в ФГОС результаты обучения – компетенции. Но при заочной форме обучения все виды практики (за исключением преддипломной) должны реализовываться студентами индивидуально и самостоятельно. Каким образом работающий студент-заочник сможет выполнить все задания учебной и производственной практики в соответствии с программой профмодуля? И даже если предположить, что весь перечень работ выполнен (в рабочее время? после работы? на каком оборудовании? кто оплачивает расходные материалы? а брак?.. а амортизация?..), то неясно, как организовать контроль процесса формирования компетенций. Кто и как должен проверять их сформированность? Ответов сегодня не существует.Помимо этого возникают проблемы и с новой обязательной формой промежуточной аттестации по профмодулям – экзаменом (квалификационным), задания которого, возможно, потребуется выполнять не в аудиториях образовательного учреждения, а непосредственно на рабочем месте.Следует заметить, что экзамен (квалификационный) и сам по себе вызывает множество вопросов безотносительно к форме получения образования. Особенно острая полемика развернулась вокруг новых подходов к оцениванию результатов освоения профмодулей, усугубляет проблему явное расхождение требования бинарной логики качественного оценивания (да/нет) и нормативно закрепленной в документах об образовании практики количественного оценивания («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Светлану Евгеньевну Попову, методиста Асбестовского политехникума Свердловской области, волнует порядок заполнения дипломов: «В нашем образовательном учреждении выпуск в этом году по ОПОП «парикмахер» сроком обучения 10 месяцев. Вопрос: будут ли дипломы нового образца? Каким образом прописывать в дипломе результаты освоения ПМ? Критерии освоен/не освоен или необходимо выставлять оценку? Если освоен/не освоен, то как в дипломе отразится уровень освоения? Ведь можно на экзамене продемонстрировать умения на «удовлетворительно», а можно и на «отлично». Получается (если освоен/не освоен), что мы троечников уравняем с отличниками?»Ответить про оценки просто: количественно (в баллах) оцениваются знания и умения, которые не являются результатами освоения профмодулей. Поэтому, чтобы не уравнивать троечников с отличниками, можно выставлять балльные отметки за междисциплинарные курсы (так же как и за дисциплины), результатом же освоения программ модулей является сформированность компетенций и готовность в выполнению вида профессиональной деятельности, что никак не может быть измерено, а только качественно констатировано в бинарной логике: «ВПД освоен/не освоен». Что ставить, теперь ясно. А как это записать в зачетку и в диплом?Елена Анатольевна Кабирова, заведующая учебной частью Бугульминского машиностроительного техникума, беспокоилась в июне: «Учебный год подходит к концу, а мы так и не можем решить теперь уже горячую проблему – заполнение вкладышей к дипломам о НПО. В этом году приняли электромонтеров по ФГОС со сроком обучения 10 месяцев – и вот они на исходе, близится ИГА, а как заполнять дипломы… ясности нет!» Вместе с ней над этим же вопросом задумались тысячи руководителей училищ, поскольку в 2012 году массово завершилось освоение программ НПО на основе новых ФГОС со сроком обучения 10 месяцев. Такие же проблемы решали и в некоторых образовательных учреждениях СПО, в которых подошло время выпускать студентов со сроком обучения 1 год и 10 месяцев, например, по массовой специальности 080114 «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Светлана Леонидовна Мясникова, начальник отдела Ижевского государственного политехнического колледжа, пыталась выяснить: «При заполнении дипломов специальностей (по отраслям) необходимо указывать конкретный вид отрасли. Имеет ли право образовательное учреждение при подготовке специалистов самостоятельно выбирать вид отрасли? С кем необходимо согласовывать выбор или какой нормативный документ регламентирует эту процедуру? И второе: если, например, прописывается отрасль «Машиностроение» и не указывается специализация, так как в новом бланке приложения к диплому нет строки «специализация», то у выпускников возникают трудности при поступлении в высшие учебные заведения на сокращенные сроки обучения. Какая запись будет более верной: специальность «профессиональное обучение (машиностроение), специализация «технология машиностроения», или «профессиональное обучение (технология машиностроения)», или какой-либо другой вариант?»Нельзя завершить обучение и выдать документ об образовании государственного образца без организации и проведения государственной (итоговой) аттестации. Теперь студенты СПО обязательно должны защищать выпускную квалификационную работу в форме дипломной работы (проекта). «Следует ли ожидать каких-либо новых рекомендаций по написанию КР и ВКР или же можно опираться на старые, разрабатывая в учреждении положения о КР и ВКР?» – спрашивает Вера Николаевна Ермакова, зав. учебно-методическим центром Воронежского музыкально-педагогического колледжа. Как отвечать на подобные вопросы, ведь нормативное регулирование государственной (итоговой) аттестации, так же как хранения, заполнения и выдачи документов государственного образца, отнесено к компетенции Министерства образования и науки? Вопросы заданы. Ответов не существует…Как же проходила государственная (итоговая) аттестация в 2012 году? Как образовательные учреждения заполняли бланки дипломов и вкладыши к ним?Поскольку на федеральном уровне нормирующие документы в тот момент отсутствовали, возможны были два пути решения проблемы: принятие региональных нормативов либо создание локальных актов образовательных учреждений.Первый путь тоже окончился тупиком. Юридические отделы многих региональных министерств образования запретили принятие подобных приказов, абсолютно законно мотивируя отказ тем, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не имеют права вторгаться в сферу компетенции федерального органа.Таким образом, оставался единственный путь спасения утопающих силами самих утопающих. Образовательные учреждения (не от хорошей жизни) принимали локальные акты, утверждающие Временное положение о ГИА или Положение о ГИА в ОУ НПО/СПО, и дополнительно подстилали соломку, формулируя пункты об условиях действия таких положений: «Настоящее положение действует в 2011-2012 учебном году» или «Настоящее положение считается недействительным с момента введения в действие Положения о ГИА, утвержденного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством». Аналогично создавалась нормативная база для заполнения дипломов.Хочется надеяться, что неотложные вопросы нормативного обеспечения реализации ФГОС НПО и СПО будут решены Министерством образования и науки России уже в ближайшее время. Но остается еще одна проблема. При анализе обращений создается впечатление, что у работников образования существует дефицит правовых знаний. Часто ответы на заданные вопросы прямо содержатся в текстах действующих законов, постановлений различных органов и ведомственных приказов, и задача отвечающего сводится лишь к указанию нужной статьи или пункта. Возможно, в перечне мероприятий по обеспечению введения нового поколения образовательных стандартов следует предусмотреть обязательное тематическое повышение квалификации работников?Елена ЗАЧЕСОВА, старший научный сотрудник Центра профессионального образования Федерального института развития образования
Комментарии