search
main
0

Как не заблудиться в «Садах детства»? Решения ученые и практики ищут вместе

Про сказкотерапию, народные праздники и жажду студентов создать детский сад будущего наша газета рассказывала. Было это семь лет назад («УГ» №45 от 6 ноября 2007 года), а источником вдохновения для статьи послужила жизнь кафедры педагогики начального обучения Московского государственного областного гуманитарного института. Жаркие кафедральные дискуссии и самозабвенная работа над обновлением содержания дошкольного образования имели конкретный результат. Современный научный подход для практики детского сада оказался очень даже нужным, и на базе вуза в 2012 году был создан Московский областной центр дошкольного образования «Содружество», своеобразная инновационная площадка для обучения, профессионального общения, научного поиска, развития творческих идей.

Сложилась единая структура стратегического управления. Объединение научного и методического потенциала в сфере дошкольного образования позволило осуществлять психолого-педагогическое сопровождение педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций в достижении качественно нового уровня дошкольного образования и распространять инновационную практику. – Предыдущий учебный год, – отмечает директор центра «Содружество» кандидат педагогических наук Галина Гришина, – год перемен для дошкольного образования. Ведь оно стало уровнем общего образования в соответствии с новым Федеральным законом №273-ФЗ. Дошкольное образование в Подмосковье – направление приоритетное. Безусловно, есть проблемы: остается еще очередь в детские сады, нелегко решаются вопросы с внедрением ФГОС ДО, уровень квалификации воспитателя не всегда соответствует изменившимся требованиям. Но именно проблемы заставляют нас искать способы и пути их решения. Мы думаем, как пробудить в педагоге детского сада желание профессионального роста, как вырастить грамотного руководителя, как сделать жизнь в современном детском саду такой, чтобы она запомнилась как некое необыкновенное событие. И вот для этого и необходима особая площадка, где ученые и педагоги, эксперты и родители могли бы обсуждать, что и как сделать, в чем и зачем нужны изменения.Сегодня Московский областной центр дошкольного образования – региональный оператор по обеспечению и сопровождению стандарта дошкольного образования. А структурные подразделения центра позволяют сложить мозаику самых разнообразных аспектов системы в единую картину. Так, Школа руководителей ДОО осуществляет повышение профессиональной управленческой компетенции руководителей образовательных организаций. На базе школы работают постоянно действующие семинары по вопросам внедрения ФГОС дошкольного образования по направлениям «Правовое и программно-методическое обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования», «Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования», «Электронные образовательные ресурсы в образовательном процессе ДОО в соответствии с ФГОС ДО».С января 2014 года в работе семинаров, которые проводились в разных территориях Московской области (Можайск, Реутов, Ногинск, Долгопрудный, Коломна, Егорьевский район), приняли участие более 400 руководителей и педагогов ДОО из 55 муниципальных образований. – Условия для соучастия, сооткрытий, сотворчества безграничны, – утверждает руководитель школы Иванцова Елена.В рамках модернизации дошкольного образования сотрудниками центра разработаны и реализуются научно-исследовательские проекты: по развитию вариативных форм дошкольного образования и поддержке негосударственного сектора; по предоставлению услуг дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья и развитию консультационной поддержки родителей; по научно-методическому обеспечению внедрения стандартов дошкольного образования посредством интернет-ресурсов. Созданы специальные информационные ресурсы для профессионального общения специалистов дошкольного образования, информирования родителей, а также для координации консультационной и методической помощи педагогам и семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста: «Вариативные формы дошкольного образования» (http://www.vfdo-mo.ru) и «Сады детства» (http://www.sd-mo.ru/) .Одно из актуальных направлений деятельности центра – повышение уровня профессионализма педагогов. Сегодня в центре реализуются программы повышения квалификации «Эффективное управление дошкольными образовательными организациями в условиях внедрения ФГОС ДО», «Современные стратегии реализации дошкольного образования. Внедрение ФГОС дошкольного образования», «Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО». Разработана новая программа – «Развитие профессиональных компетенций педагога ДОО (в условиях реализации ФГОС ДО)». – Второй год на нашей базе проводится конкурс на присвоение статуса региональной инновационной площадки, – рассказывает специалист центра Наталья Лялина, осуществляющая методическое сопровождение конкурса. – Победителями уже стали сто дошкольных образовательных организаций, с которыми мы осуществляем тесное сотрудничество, пропагандируем их опыт. Идеи рождаются тогда, когда множество креативных предложений можно собрать воедино.Центр изучает интересные педагогические практики не только своего региона, но и занимается организацией площадок международного сотрудничества. Наиболее активное взаимодействие сложилось с баварским Институтом раннего развития ребенка (г. Мюнхен) и компанией Olifu, разрабатывающей развивающие игрушки для дошкольников. В перспективе – предоставление возможности зарубежных стажировок руководителям детских садов. Год назад в центре состоялась учредительная конференция Ассоциации педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области. Председателем ассоциации стала Юлия Полянских, победитель областного конкурса «Педагог года Подмосковья-2009» в номинации «Воспитатель Подмосковья». В совет ассоциации вошли и ученые из вузов Подмосковья, и педагоги со всей области. – Это объединение играет огромную роль в формировании детского сада нового поколения, – считает Юлия Полянских. – Мы встречались на семинаре «Информационно-методическая среда. Виртуальный детский сад», научно-практических конференциях «Инновационная деятельность педагога в условиях внедрения федерального стандарта: реальность, достижения» и «Социальное партнерство семьи и дошкольного учреждения как средство реализации стандарта». И то, о чем нам всем удалось поговорить, стало для большинства воспитателей реальной моральной поддержкой. Ведь до сих пор каждый из нас думал, что раз он хочет изменить мир вокруг себя, то с ним что-то не так. Встретившись для серьезного разговора, мы поняли, что таких «ненормальных» много, а эти перемены неизбежны. Прежде всего это позиция по отношению к нашим воспитанникам, к их личности и их мировоззрению. Сегодня формируется принципиально новый подход в сотрудничестве с родителями – «от семьи, с семьей, для семьи», и нет смысла огораживаться от мам и пап заборами, нам нужно привлекать их к решению вопросов воспитания наших общих детей.Такие яркие, инициативные педагоги-дошкольники в Подмосковье тоже решили объединиться. Был создан клуб «Воспитатель Подмосковья».- Мы ставим перед собой амбициозную цель, – объясняет председатель клуба Наталья Панова, – повысить престиж профессии педагога-дошкольника. Вместе сделать это будет легче. К нам, я в этом убеждена, потянутся и молодые педагоги, и студенты педагогических вузов. В этом году на базе Московского государственного областного гуманитарного института при участии центра дошкольного образования проведен областной конкурс «Педагог года Подмосковья-2014» в номинации «Воспитатель года Подмосковья». В нем приняли участие 62 педагога-дошкольника.- Это лучшие педагоги, – утверждает ректор института Надия Юсупова. – Творческие конкурсы поддерживают стремление участников показать наилучшие результаты, продемонстрировать умения и профессионализм, вдохновляют на реализацию новых идей. Конкурс старается зажечь созвездие талантов в содружестве своих коллег. Отрадно, что эти воспитатели-звезды действительно не исключение из правил, это педагоги новой формации. И в том, что таких самобытных, умных, деловых воспитателей в области становится все больше, заслуга и нашего вуза.Орехово-Зуево

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте