“Еще раз? Да ни за что!” Такие мысли на полном серьезе возникали у некоторых сотрудников Клуба “Приключение” в начале сентября прошлого года, когда тяжело груженный “ЗИЛ” покидал опустевшую территорию молодежного экологического лагеря. Правда, прошли каких-нибудь пара-тройка месяцев, как во время одной из встреч многие из них, словно старые фронтовики, с ностальгией вздыхали: “А вот помните…” Кстати, встреча была не случайная и весьма любопытная.
одведение итогов – вещь важная и полезная. Это мы поняли еще раз, когда собрались в кабинете главного редактора “Учительской газеты” П.Г.Положевца. Мы – это представители “Учительской газеты” в лице самого главного редактора, а также отважного корреспондента Натальи Бунякиной, которая не побоялась летом 2001 года сопровождать группу подростков в их путешествии по Карелии; Клуб “Приключение” в лице директора Клуба Дмитрия Шпаро, начальника лагеря Екатерины Богдановой и пресс-секретаря Вячеслава Венидиктова. Была весьма представительная карельская делегация: заместитель министра образования Республики Карелия Елена Антошко, инструктор по водному туризму Виктор Симонов и психолог лагеря Елена Григорьева. Присутствовали и настоящие “ветераны” “Большого приключения”: сурдопедагог из Зеленограда Андрей Андрейкин, который два года подряд возит в лагерь команду подростков с нарушениями слуха, директор школы N4 г. Скопина Николай Калинин, чьи подопечные были участниками самого первого “приключения”. Приехали на встречу и “новички”: Александр Ивахненко и Татьяна Головкина – директор и завуч специальной школы-интерната из Переславля-Залесского, которые первый раз отправляли своих ребят летом прошлого года в Карелию. И, наконец, Ольга Волошина – учительница иностранных языков из Оренбургской области. Она первая откликнулась на объявление о поиске добровольцев и нисколько об этом не жалеет.
У каждого из участников встречи был листочек с вопросами, которые необходимо обсудить, что-то вроде регламента. Но почти сразу стало ясно, что общение получается настолько неформальным, что придерживаться какого-либо регламента просто невозможно. Вступительное слово взял Петр Григорьевич Положевец: “Для “Учительской газеты” проект “Большое приключение” интересен тем, что в нем есть много нового, уникального, а как вы знаете, пресса существует за счет сенсаций. Для нас сенсация – это не убийство, не изнасилование, а какой-то новый метод воспитания детей, которые будут способны выжить в очень тяжелых условиях сегодняшнего дня. Речь сейчас идет о выживании и для бедных, и для богатых детей. Я за то, чтобы в проекте принимали участие дети из разных социальных слоев. Такое смешивание очень эффективно, оно дает возможность ребятам понять, насколько они разные и что надо помогать тем, кому трудно. Причем помогать не просто подачкой”.
Так с ходу был затронут самый больной вопрос из тех, что мы собирались обсудить: “Каких детей не стоит брать в лагерь?”. Возник он не случайно. Летом 2001 года через лагерь прошли 168 человек, подавляющее большинство из которых – дети-сироты, подростки из малообеспеченных и многодетных семей. Отказы идти в поход, случаи воровства, демонстративное неподчинение и прочие “выходки” удавалось сгладить, порой прилагая титанические усилия. Позже, анализируя все подобные случаи, мы пришли к выводу, что чаще всего причиной конфликтов становился самый неуправляемый подросток из группы. При разговоре с его учителем выяснялось, что у парня либо отклонения в психике, либо уже имеются приводы в милицию. Еще тогда у нас возникла идея о более тщательном отборе детей. Сейчас эту мысль снова “возродила” психолог Елена Григорьева.
“Конечно, отбор должен быть, причем провести его можно с умом и с пользой, – присоединились к разговору Александр Ивахненко и Татьяна Головкина, – у нас в интернате мы заранее объявили детям о поездке. Сказали об основных требованиях – уметь плавать и не курить. Добавили, что желающих будет много, поэтому посмотрим на оценки, на поведение. Угроза вылететь из команды, так же как и желание стать кандидатом на поездку, стала отличным стимулом – и в учебе, и в дисциплине! Такая поездка – редкий шанс для ребенка из интерната, поэтому грех ее не использовать в воспитательных целях”.
Тема участия в программе подростков из детских домов близка и Ольге Волошиной. Не один год она работала с такими детьми, поэтому ее выступление было особенно эмоциональным: “Они всю жизнь несут это ярмо – “детдомовец” и из-за этого становятся закомплексованными! А тут они, как все, – по-другому себя чувствуют, и поведение их меняется”. Дело в том, что здесь никто не показывает на подростка пальцем: “Ты – детдомовский, ты – плохой!”.
“То же могу сказать и про ребят с нарушениями слуха, – присоединился Андрей Андрейкин, – может, параллель не самая точная, но, по сути, мы говорим об одном процессе – интеграции.
“Это правильно, – подтвердил Дмитрий Шпаро, – но меня интересуют обе стороны медали. Андрей говорил про то, что этот лагерь дает глухим и слабослышащим детям. А что обычные подростки получают у нас, общаясь с детьми с нарушенным слухом?”
“Полтора года назад именно мои ребята попали в одну смену с командой Андрея, – сказал директор Скопинской школы Николай Калинин. – Это общение пошло подросткам только на пользу. Мало того, ребята из Зеленограда были сильнее, они выдерживали более тяжелые нагрузки. Поэтому в глазах скопинских тот физический недостаток, который был у зеленоградцев, исчез. Глухие ребята стали для нас героями. Ну а слезы мальчиков и девочек при расставании говорили сами за себя”.
“Кстати, еще один повод для гордости – это география участников “Большого приключения”, – отметил Дмитрий Шпаро. – Были команды из Северобайкальска, Саратова, поселковые ребята из Тверской области… А в прошлом году приезжала группа из Калининграда. Представьте себе, они живут совсем на отшибе! Для них эта поездка – еще и редкий шанс одним глазком на Москву посмотреть! И мы специально продлили на сутки их пребывание в столице, показали им город. Я думаю, что на фоне очень важных разговоров о патриотическом воспитании ничто не может сравниться с приглашением калининградских детдомовцев в Москву и Карелию. Мы ведь везем детей не в Турцию или Египет, мы им показываем заповедные уголки родной страны”.
Тему горячо поддержала замминистра Елена Антошко: “Этот проект помог вновь открыть Карелию для всей России. В 60-70-х годах Карелия была очень популярна среди советских туристов, а в последние годы наступило затишье. Теперь с помощью проекта “Большое приключение” молодежь начинает привыкать к мысли, что можно отлично отдохнуть и у нас”.
После встречи в редакции “УГ”, получив нешуточный заряд бодрости и оптимизма, сотрудники “Приключения” приступили к подготовке нового сезона работы молодежного лагеря. Поскольку простое повторение пройденного – не в традициях Клуба, то предстоящее лето готовит много сюрпризов. Один из первых и самых приятных – то, что лагерь начнет работу уже 15 июня, и за два с половиной месяца его гостями станут 250 подростков. Кроме того, мы получили поддержку Министерства образования России, и это значит, что в этом году в программе “Большое приключение” смогут принять участие дети-сироты из 28 регионов России.
Соавторами нового лагеря становятся Клуб “Приключение”, “УГ”, правительство Республики Карелия и Центр народной помощи “Благовест”.
Екатерина БОГДАНОВА
Комментарии