Однажды мне пришлось побывать на одном форуме, где шла речь о роли игрушек в воспитании детей. Но, к моему удивлению, участники его больше говорили о купле-продаже, нежели о том, какие игрушки необходимы ребенку, полезны для его развития, а какие для этой цели не подходят и их лучше не давать детям. Хотелось бы, конечно, чтобы на такие форумы, конференции, круглые столы собирались люди, заинтересованные не в коммерческой стороне дела, а обеспокоенные тем, во что играют наши дети, как игрушки способствуют их здоровому развлечению и развитию, чтобы ни одна из сотен игрушек не могла повредить хотя бы одному ребенку. Игрушки были у детей во все времена. Без них жизнь скучна и однообразна, они не смогут познавать мир, эмоционально развиваться. Хорошо, когда взрослые вместе участвуют в играх своих детей. Причем те и другие испытывают истинное удовольствие. Как сказал один психолог: игра – это своеобразная машина времени, которая позволяет взрослым вернуться в детство, а детям почувствовать себя взрослыми.
Игры, игрушки помогают малышам, да и школьникам тоже, развиваться еще и интеллектуально, знакомят ребят с жизнью взрослых, а бывает, еще и лечат, положительно воздействуя на эмоциональное состояние ребенка. Времена меняются, с ними меняется и набор окружающих нас предметов, появляются и другие игрушки. К сожалению, многие хорошие игрушки, любимые многими поколениями детей, уходят в прошлое, хотя они нередко сохраняются в сельской местности. Становятся ненужными даже куклы, без которых не обходилась ни одна девочка.Взамен приходят новые, среди них много интересных и полезных – обучающие, развивающие, антистрессовые, для сенсорного развития, игрушки Тильды (самодельные), спортивные и моторные, высокотехнологичные, радиоуправляемые и т. д. Но вместе с ними появились, а вернее, нам их навязывают, и такие, которые пугают детей. К примеру, «Монстр Хай». Нужны ли они детям? Как во всем этом разобраться? Сегодня об этом наш разговор.Куклы уходятЭллона ЗАБУДЬКО, заведующая детским садом «Ласточка», Звездный городок:- Вот малыш впервые появляется в детском саду. Попав в свою группу, он обычно прежде всего начинает рассматривать игрушки. Есть ли среди них такие, в которые уже играл и которые полюбил. Это для него самое важное. И это понятно. Игрушки, игры – главный род занятий в дошкольные годы.У нас в садике хранятся старые игрушки, начиная с 70-х годов прошлого века. Каждому ребенку любопытно ознакомиться с ними, ведь в них играли когда-то их бабушки и мамы. И они в них тоже охотно играют. Для детского сада новые игрушки мы отбираем по аукциону – смотрим, кто предложит самые интересные, наиболее полезные для развития детей и, что особенно важно, безопасные.Есть у нас игровые зоны, в них расположены деревянные домики с мебелью. Здесь дети разыгрывают семейные сюжеты из взрослой жизни. Это одно из любимых занятий мальчиков и девочек. Немало у нас и кукол, с которыми девочки всегда играли, представляя себя в роли мамы. К большому сожалению, девочки играют все меньше и меньше в эти игры, а это значит, что они уже не копируют поведение своих мам.Сильное воспитательное воздействие на детей оказывают игрушки, изображающие людей и предметы окружающего их мира: птиц, зверей, домашних животных, машинки, садовый инвентарь, мебель. Все это их занимает, в играх с этими предметами они познают реальный мир.Нередко наши маленькие питомцы приносят игрушки из дома. Среди них встречаются нежелательные для ребенка: всякие монстры, Барби, тяжелые машины, которые могут ушибить малыша. В таких случаях беседуем с родителями о том, какие игрушки полезны для детей, а какие вредны и опасны. Как правило, находим с ними взаимопонимание.В Африку на раскладушкеМарфа МАКАРОВА, юрист, Конаково, Тверская область:- Как-то к нам в дом пришли чиновницы из органов опеки, конечно, не впервые. Хотя рядом живет неблагополучная семья, они туда не заходят. Раньше их не устраивало содержание нашего холодильника. В этот раз непрошеные гости высказали такое замечание: «У вас пятеро детей, а игрушек столько, сколько в хороших семьях на одного ребенка».- Их нашим детям хватает, к тому же они предпочитают придуманные ими самими игры, – ответил папа.У нас двое сыновей – Георгий 12 лет и 9-летний Тимофей. Летом они любят кататься на велосипедах, они ездят за продуктами, за молоком к фермеру, меня встречают из магазина. Кстати, они их сами ремонтируют при необходимости. У них осталось пять машинок, в которые часто играли, когда были поменьше. Несколько мячей разного размера. Все пятеро детей увлекаются играми с мячом, лаптой, настольным теннисом. Есть и другие спортивные игры, а также игры для развития интеллекта, моторики: «Лего», конструкторы. Наши девочки разновозрастные – Маше 14, Нине 9 и Юле 6 лет. Чиновницы пересчитали куклы – их всего четыре. Кукол, может быть, и мало, зато они все любимые. Девочки все вместе играют в школу, больницу, театр, даже в магазин: старшая сестра сама сшила одежду для кукол, сшила еще и мишку, и зайцев. А еще все наши мальчики и девочки – заядлые «театралы» – это их любимая игра. Они придумывают спектакли по мотивам известных сказок – «Красная Шапочка», «Теремок», «Три медведя». Готовят их втайне от нас, взрослых. Только папу иногда приглашают в роли режиссера. Зрители – мы, родители, бабушка с дедушкой, наши друзья со своими детьми.Нашему примеру последовала еще одна семья. У них в представлениях участвуют дети и взрослые. Нас приглашают на просмотр.Покупных игрушек у нас немного, зато много самодельных – кораблики, тачки, а еще декорации. Есть у нас одна общая увлекательная игра – «путешествие в заморские страны» – в Африку, Индию, даже в Арктику. Сами строим корабль или самолет. В ход идут стулья, табуретка, раскладушка, две палки в человеческий рост, на которых мы закрепляем паруса из простыней. Перед «отплытием» папа их как бы надувает с помощью фена.Интересно живется нашим детям. Они много знают, многое умеют, многое придумывают. Нам только приходится удивляться их фантазии.Внимание: химическая атакаМария ЗОТОВА, детский врач Андреевской больницы, Московская область:- Нынешние куклы, машины, мишки и почти все остальные игрушки производятся из пластмасс, окрашены химическими красителями, обладающими устойчивым запахом химических веществ, которые могут вызвать аллергию, повлиять на внутренние органы – печень, почки. К сожалению, производители игрушек не всегда их сертифицируют, и на прилавки попадают изделия, которые нельзя детям давать в руки. Особенно это касается тех, которые привезены из Поднебесной, а их в магазинах 90% и даже больше. Наши отечественные производители относятся к делу более ответственно, их изделия, несмотря на то что стоят дороже, быстро раскупаются.Я, как детский врач, «познакомилась» с китайскими игрушками в начале 90-х, когда еще работала в Медведкове. Меня вызвали на дом к тяжело заболевшей пятилетней девочке. У нее была высокая температура. Она тяжело дышала, на коже появилась сыпь. Начала обследовать маленькую пациентку. «Настя много рисовала новыми красками, которые ей очень понравились», – сказала мама. Попросила показать их. Они оказались на балконе – выветривались, потому что сильно пахли. Запах действительно оказался ужасным. Резкий, неприятный запах ощущался на расстоянии. С тех пор я беседую с мамами о пользе, а главное – о вреде игрушек.Первое время родители не очень верили, что эти яркие, привлекательные вещи могут быть опасными, считали, что я преувеличиваю. Но когда я подготовила памятку о том, какие болезни они вызывают и даже угрожают жизни ребенка, мамы и папы стали прислушиваться. Вред прежде всего наносят красители, в состав которых входит кадмий, при проверке игрушек в одном магазине было обнаружено, что количество этого вещества превышает норму в 80 раз, а ведь ребенок может взять ее в рот. Есть игрушки, в которых используется фенол – его применяют, для того чтобы придать им нужную форму. Надо помнить, что синтетические вещества используются больше всего в дешевых игрушках. Пистолеты, машинки часто делают из небезобидного для детей поливинилхлорида.Наши дети живут в игрушечно мире, и от нас зависит его безопасность. Помните об этом.Вместо радости – кулакМихаил ЯСНОВ, психолог:- Производство игрушек имеет в виду одну цель – коммерческую, а отнюдь не воспитательную. Появились особого рода игрушки, назначение которых понять невозможно. Это плачущие или говорящие куклы, самоходные машины, пляшущие зверушки. Нажми кнопку – и все придет в движение. Чем больше в них «подсказок», тем меньше они способствуют развитию воображения, смекалки. Так называемые кнопочные игрушки могут исказить восприятие действительности.Формируется особый спрос, связанный с фантомами попкультуры, на игрушки-монстры, игрушки, копирующие персонажей мультиков, комиксов, компьютерных игр. Родители, покупая детям игрушки для забавы, часто думают об оригинальности, развлекательности. А такие игрушки могут нанести вред – и физический, и психический. Уродливые, агрессивные персонажи из мультфильмов часто провоцируют у малышей злость, враждебность, могут исказить восприятие действительности. Например, если Микки Мауса бить, то на его теле появляются синяки, ссадины, предусмотренные его создателями. Это побуждает ребенка к насилию. Назову еще одну игрушку – резиновый «Король Мамми». При нажатии кнопки из него выскакивает резиновый кулак, который может больно ударить малыша. Увлечение такими игрушками, кроме всего прочего, отрицательно сказывается на иммунитете, на нервной системе ребенка.Уже много лет мои коллеги, психологи и педагоги, бьют тревогу по поводу того, что многие компьютерные игры снижают интеллект, вызывают агрессию. Но ученые почему-то недостаточно занимаются этой проблемой.Еще одно пожелание родителям: при покупке очередной куклы, конструктора или другой игровой вещи лучше не брать с собой ребенка. Чрезмерное разнообразие игрушек в магазинах угнетает психику детей.
Комментарии