search
main
0

Как не утонуть в бумагах? Минобрнауки созвало совет

​В Москве состоялось первое заседание обновленного состава Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ. Участники заседания обменялись мнениями относительно будущих направлений деятельности совета и обсудили ряд запланированных тем.

Состав Общественного совета в этом году выбирался весьма необычно: каждый желающий мог предложить любую, на его взгляд, достойную кандидатуру на сайте радиостанции «Эхо Москвы». Таким образом была выбрана первая половина членов совета, кандидатуры второй предложил министр Дмитрий Ливанов. Председателем совета избран академик и нобелевский лауреат Жорес Алферов.Во вступительном слове Дмитрий Ливанов отметил, что Общественный совет должен привнести новый стиль в работу министерства. У него будут новые функции и полномочия. Основная задача совета, по его мнению, состоит в том, чтобы вовлечь в обсуждение проблем в образовании всех – родителей, экспертов, тех, кому это важно. Общественный совет должен будет не только проводить экспертизу принимаемых решений, но и самостоятельно рассматривать ряд вопросов, круг которых будет определен в дальнейшем.Планируется, что в течение года совет будет собираться ежеквартально. На каждом заседании будут обсуждаться две темы. Члены совета уже предложили девятнадцать тем, шесть выдвинул министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. По его мнению, важно обсудить такие проблемные вопросы, как облик современного учителя, экспертизу учебников, дошкольное образование и поступление в детские сады, прием в первый класс, необходимость, формы и содержание ЕГЭ. Естественно, будут обсуждаться и новые ФГОС.Один из основных вопросов, рассмотренных на первом заседании совета, касался «обвала отчетности» в учительской среде. Разговор на эту тему начала директор гимназии №56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес: «Всем хорошо известно, что закрытая система погибает. Сегодня каждая школа открыта и имеет собственный сайт. Так почему же РОНО запрашивает ту информацию, которую они сами могут оттуда извлечь? Это бессмысленная работа, на которую они обрекают педагогов».«Действительно, сегодня школа порой превращается в место, где дети мешают учителям работать с бумагами. Однако на самом деле есть проблемы и посерьезнее. Необходимо отменить такой показатель успешности работы губернаторов, как уровень баллов ЕГЭ по регионам. Его использование порождает много неприятных вещей», – отметил директор московского центра образования №109 Евгений Ямбург.Поддержал разговор об этой проблеме и руководитель радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов: «Действительно, почему этот критерий входит в оценку работы губернаторов? Они же не учат детей. Но следить за подготовкой школ к 1 сентября обязаны. Вот и спросите их по этому критерию».Академик Георгий Георгиев высказался по тому же вопросу – необходимости упрощения отчетности и снижения административного бремени, – только уже в науке, которая страдает от этого не меньше, чем школьное образование. По его словам, ученые ежегодно пишут такое множество отчетов, что их общий объем может быть сопоставим с двумя-тремя диссертациями.Второй вопрос заседания был посвящен не менее острой теме – оптимизации вузов.«Ситуация с системой высшего образования критическая. Все чувствуют, как она пострадала за последние двадцать лет. В СССР было 500 вузов, в которых обучали 1 миллион студентов. Сегодня вузов в два раза больше, а студентов – 6,5 миллиона. Это притом что численность населения уменьшилась. В массовости высшего образования нет ничего плохого, это общемировой тренд. Но нам нужно лучше следить за качеством. И сегодня Минобрнауки РФ осуществляет мониторинг вузов на основе почти 50 показателей. Вариантов, что делать с неэффективными вузами, много: можно закрыть или объединить их с более сильными, можно поменять руководство, а можно и как-то поддержать. Наша задача – провести экспертную работу так, чтобы понять, что с ними делать, учитывая, что студенты пострадать не должны», – высказал свою позицию Дмитрий Ливанов.Министр по связям с открытым правительством Михаил Абызов подчеркнул, что сокращение количества вузов не приведет к уменьшению числа бюджетных мест. «Важно, в том числе и для простых граждан России, понимать, что действия правительства не приведут к снижению обеспеченности бюджетными местами, уровень доступности высшего образования не изменится и не ухудшится», – отметил он. По его словам, Общественный совет должен проводить разъяснительную работу в этом плане.В свою очередь Евгений Ямбург попросил внимательно отнестись к педагогическим вузам. «Учитель не просто специалист, а специалист по ребенку. Если педвузы закрывают или сливают с классическими, то педагогический компонент из них нередко уходит», – подчеркнул он.«В стране закрыто 30 педагогических вузов. Многие начинают стесняться своей педагогической «вывески». А ведь педагог – это системообразующая профессия. Я считаю, что в данной ситуации количество педагогических вузов необходимо не сократить, а скорее «санировать»», – отметил доцент РГПУ имени Герцена Сергей Рукшин.С каждой репликой дискуссия становилась все более острой. Очевидно, в новом составе Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ собрались действительно те, кому не все равно, что педагог, профессор, ученый сегодня настолько перегружены различными запросами и проблемами, что у них не остается времени на свое основное занятие – работу с подрастающим поколением.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте