Есть одна цифра, которую, наверное, с давних времен ненавидит большая часть населения планеты. Причем ненависть эта ослабевает с годами, но в детстве самой ужасной всегда была цифра “2”. Те самые “2” балла, которые может получить любой учащийся на занятии за то, что не выполнил домашнее задание, не понял изученный материал, за забытую книгу или тетрадь, за плохое поведение…
Наиболее распространенная угроза, произносимая учителями на уроках, может быть озвучена так: “Я тебе сейчас двойку поставлю!” И ставят, то есть за словом всегда дело идет. А что еще может бесправный педагог, если, например, уже все просьбы, уговоры, угрозы, договоры, надежды растворились в призрачном времени?
Часто ставят от безысходности, от бессилия. Что еще предпринять, если порою нет помощи в деле воспитания ребенка со стороны семьи? Если школьники систематически не учат уроки?
Как-то в одном очень слабом классе зашел разговор с родителями о том, что дети не любят читать. А я возьми, да и спроси: “А какую книгу вы сейчас читаете? Что можете порекомендовать детям дочитать?”
Никто из 10 взрослых людей ничего не ответил.
Так что же вы требуете от своих детей? Начните с себя. Выберите книгу и прочтите ее вместе с ребятами. Класс, повторяю, был у меня очень слабый, и именно родителей отстающих учеников пригласил я для беседы.
С годами проблем у современной школы становится все больше и больше. Многое меняется в этом мире, а проблемы остаются. И двойки тоже. Вот поэтому мне интересно было обсудить с учениками 6-7-х классов эту тему о самой скандальной и неприятной отметке, приносящей столько горя как детям, так и их родителям. В беседах приняли участие около 90 учащихся. В некоторых случаях фамилии называть неуместно.
Для начала я предложил ребятам поговорить на тему о том, что больше всего на свете они не любят получать двойки. И вот что из этого получилось.
Павел: Получив двойку, я могу иметь плохую оценку в четверти. Я буду расстроенный и скучный.
Екатерина: Если бы у меня была волшебная палочка, то я бы пожелала, чтобы двойки и тройки исчезли.
Игорь: Ведь двойки – это рассерженные родители. Это значит, не пойдешь гулять. Это не увидишься с друзьями. Это плохое настроение.
Ольга: Иногда учителя поступают очень сурово. Я думаю, что двойками делу не поможешь.
Дарья: Необразованные люди остаются безработными. Их не очень уважают.
Роман: Неудобно перед одноклассниками, перед мамой, учителями. Папа станет ругать. Дневник будет выглядеть не очень красиво. Двойка испортит настроение на всю жизнь. Мне будет стыдно, если я получу двойку.
Антон: Это неприятно, обидно и чувствуешь себя неловко.
Интересно было услышать мнения ребят о том, справедливо ли им ставят двойки.
Юлия: Иногда двойки мне ставят несправедливо, потому что я готовлюсь. Например, меня спросят, я начинаю волноваться и все забываю.
Артем: Все учителя ставят положительные и отрицательные оценки заслуженно.
Дмитрий: Бывают и несправедливые двойки. Это те, которые ставят в журнал. Зачем? Ведь журнал только для хороших оценок.
Александр: Я ни разу не получал двоек. Мечтаю закончить школу с золотой медалью и поступить в университет.
Андрей: Иногда двойки мне ставят не по делу. В основном за поведение.
Алексей: Некоторые двойки я получил незаслуженно. Одну мне поставили за то, что я забыл тетрадь.
А каковы, по мнению ребят, причины получения двоек? Их выделилось три: ученики не учат, учитель злой и ученик-двоечник.
Названо же было гораздо больше: когда делаешь ошибки, не знаешь темы, не выучил правило, не выполнил домашнее задание, за ведение тетради, за скорость чтения, за правильность речи.
Все ребята без исключения одной из причин, по которым учителя ставят двойки, выделили поведение: из-за драки, за смех на уроке, когда ученик донимает учителя, если школьник взял что-нибудь со стола педагога без разрешения, если бегал на уроке перед учителем. Зачем же нужны двойки?
Полина: Я считаю, что двойки нужны, потому что ученик, получивший эту оценку, в следующий раз не сделает ту же ошибку. А на ошибках учатся.
Елена: Двойки ставят за провинность, ошибки, плохое поведение. Дети их ненавидят. Стоит получить эту оценку, сразу расстраиваешься.
Анна: Двойки нужны, ведь когда школьник получает плохую отметку, он начинает либо учить предмет, либо, если эти двойки по поведению, решает вести себя нормально.
Кирилл: Двойки нужны для того, чтобы ученики старались, не ленились учиться.
Ангелина: На мой взгляд, эта оценка совершенно не нужна, потому что не может быть работы на “два”.
Анастасия: Конечно, двойки не нужны. Они портят настроение, влияют на оценку в четверти. Но у этих оценок есть и положительный момент. Они нужны для разнообразия.
Предположим, двойки отменят. Кто выиграет от этого – учителя или ученики? Кому от этого плохо будет?
Учителя: Не надо будет отчитываться на педсовете за двойки. Избавятся от угрызения совести.
А что получат ученики?
У школьников улучшится настроение, все будет хорошо получаться. Можно будет не учить уроки, расти полными балбесами. Появится другая страшная отметка – “три”. Не будут огорчаться. Можно будет ничего не делать на уроках.
Великий педагог Януш Корчак сказал: “Ребенок привлекает наше внимание, когда мешает и вносит смуту, мы замечаем и помним только эти моменты. И не видим, когда он спокоен, серьезен, сосредоточен. Недооцениваем безгрешные минуты беседы с собой. Ребенок вынужден скрывать свою тоску и внутренние порывы от насмешек и резких замечаний, утаивает желание объясниться, не выскажет и решения исправиться”.
Часто это происходит именно из-за получения двойки, поставленной сгоряча, в порыве раздражения. Так нужны или нет двойки?
Александр ИКОННИКОВ,
учитель русского языка и литературы, отличник народного просвещения
Орел
Комментарии