Несколько вечеров подряд учитель и двое деревенских мальчишек – Ваня Макаров и Вася Морозов – писали рассказ. Они засиживались допоздна, не чувствовали ни голода, ни усталости. Сочиненное ребятами поразило учителя глубоким пониманием жизни, умением подметить тонкие художественные детали. И учитель написал статью «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?».
Происходило это более ста лет назад в Ясной Поляне, а учителем был Лев Николаевич Толстой.
Сегодняшняя школа живет иначе, чем десяток лет назад. И методические приемы, и техническая оснащенность шагнули далеко вперед. Все это отрадно. Но я не могу припомнить случая, чтобы на педсовете или на методическом объединении серьезно обсуждался вопрос, как строить отношения с детьми и почему одного учителя дети любят, а к другому равнодушны. Я не припомню ни одного родительского собрания, где шел бы откровенный разговор о том, как помочь детям стать хорошими людьми.
У каждого корабля на борту прочерчена ватерлиния. По тому, далеко или близко она расположена от поверхности воды, можно судить, правильно ли загружен корабль. А ведь у школы тоже есть своя ватерлиния, только она невидимая. Эту линию педагоги и родители обязаны чувствовать.
Вспоминается горькая реплика одного пятиклассника, глядящего из окна школы на похоронную процессию: «Вот бы наш папка умер». Его папа, пьяница, хулиган, мучает всю семью.
Каково в такой семье ребенку? Чем мы можем помочь ему?
Плохо, когда в деле воспитания существуют «ножницы»: школа тянет ребенка в одну сторону, семья – в другую. Семья, в которой живет ребенок, – это наш тыл, и работа в нем не менее важна, чем «на фронте» – в классе.
В одном телевизионном шоу молодой инженер всерьез доказывал телезрителям, что в недалеком будущем профессия учителя исчезнет. Вместо него появится невозмутимый всезнающий робот. Робот отлично объяснит новый материал, выставит оценки и даже побеседует по телефону с родителями двоечников. Робот может стать педагогом высшей квалификации: он всегда беспристрастен, логичен, его не выведешь из себя, ему не надо оплачивать бюллетень, он даст шесть уроков подряд и не охрипнет. Наконец, он может преподавать все предметы с одинаковым успехом. Не правда ли, блестящая перспектива?
Блестящая? Вряд ли. Да, робот способен и объяснить, и опросить, и оценить, но он никогда не заменит живого педагога. Детей воспитывают не теоремы и формулы, а личность учителя – его увлеченность наукой, его любовь к людям, его взгляды.
Я верю, что учитель вечен. Я верю, что и через сто тысяч лет в класс где-нибудь на двухсотом этаже войдет веселый добрый человек, поправит очки, лукаво взглянет в лица ребят и скажет:
– А вот угадайте, что я для вас достал?
И вынет из кармана лягушку – настоящую, не кибернетическую, холодную и влажную. А какая-нибудь девчушка обязательно взвизгнет, а мальчишки засмеются и сделают вид, что им вовсе не страшно.
В чем же секрет, в чем особая радость учительского труда? Я думаю, прежде всего в общении с детьми. Что там ни говорите, а это самая симпатичная часть человечества!
Нина БЕЛИКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №1, Карасук, Новосибирская область
Комментарии