Кто не знает Митрофанушку, созданного талантливым мастером эпохи Просвещения Денисом Фонвизиным? Более двухсот лет все смеются над глупостью фонвизинского героя, но не замечают, что он по-своему одарен и что талант его прежде всего заключается в остроумии и наблюдательности. Может, стоит поразмышлять о том, что было бы с Митрофаном Простаковым, если бы ему достался талантливый педагог и раскрыл его способности? Одним словом, попади он в современную школу? Попробуем на конкретном примере рассмотреть, как в XXI веке государственное учреждение образования во взаимодействии с семьей может коренным образом повлиять на развитие природных задатков ребенка и дать ему путевку в достойную жизнь.
В школе №1252 имени Сервантеса способности ребенка раскрывают, начиная с дошкольного отделения. Здесь действует незыблемый закон, что все дети талантливы, что каждый рождается с индивидуальными задатками. И главной профессиональной задачей для педагогов этого уровня образования является кропотливый труд по выявлению и развитию детских способностей через создание творческой среды, где могут проявиться юные дарования. Целый спектр разных областей знаний представлен здесь в виде комплексных занятий по раннему языковому (испанскому, английскому, русскому), филологическому, музыкальному, спортивному развитию воспитанников. В 1-й класс приходят дети, которые уже хорошо знакомы специалистам школы. На ежегодном коллоквиуме учителя и психологи обсуждают дальнейший маршрут развития учеников, составляют подробный план действий, куда входят стратегии по практическому применению методик выявления детских способностей. В этот период жизни каждый ребенок может попробовать себя в абсолютно разных ипостасях. В начальной школе создано огромное образовательное поле внеклассной деятельности: работают театры на русском, испанском, английском языках, разнообразные кружки, курсы, где решаются задания повышенной сложности в разных направлениях интеллектуальной и творческой деятельности. Появляется у детей и возможность участвовать в конкурсах и олимпиадах.В среднем звене подготовка ведется уже более углубленно и целенаправленно: на практической конференции по преемственности в конце года учителя-предметники разрабатывают собственную программу по сопровождению детей и раскрытию их талантов. Важным моментом для ее составления является точное знание психологических особенностей всех детей всех параллелей. Сюда включена как урочная система работы, так и внеклассные занятия, элективы. Примером оригинального подхода в обучении детей может служить система интеллектуального наставничества, когда старшие школьники выступают в качестве сопровождающих в исследовательской деятельности младших. Еще одна находка – это метод командной подготовки, когда один опытный педагог ведет целую команду школьников, осуществляя комплексный подход, а методические объединения работают с каждым в отдельности по разработанным модулям.Особое внимание в школе уделено авторским методикам подготовки школьников к олимпиадам всех уровней. Важно подчеркнуть, что педагоги-наставники передают каждому следующему молодому поколению учителей свои секреты мастерства на регулярно проводимых мастер-классах, способствуя созданию коллектива высокопрофессиональных единомышленников.Кроме того, на уровне основного общего образования в школе работает система международного бакалавриата (программа МУР), которая помогает эффективнее обеспечивать связь обучения с жизнью, осуществлять межпредметное планирование и соответственно реализовывать его через систему уроков метапредметного уровня образования.В итоге каждый ребенок, пройдя через ступени последовательного и продуманного развития способностей, приобретает сугубо свой образовательный багаж и практический опыт, который с успехом применяет, участвуя, к примеру, в олимпиадном движении. Разумеется, и упомянутый ранее Митрофанушка, находясь в этой системе преемственности, смог бы полюбить по-настоящему учение, лучше узнать себя и честно послужить Отечеству. Но это была бы уже совсем другая история… Ну а современные школьники, оканчивая школу Сервантеса, с полной осознанностью выбирают именно российские вузы для продолжения образования. Вот небольшая цитата из интервью выпускника 2016 года, призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по испанскому языку: «Стране нужны люди, знающие инженерное дело, значит, мы должны учиться и специализироваться здесь, чтобы быть полезными нашему государству. А иностранные языки всегда пригодятся для стажировок, во время которых мы, как когда-то Петр I, обогатимся новыми знаниями и умениями, чтобы вернуться на Родину опытными специалистами».Вот это и есть настоящий результат усилий организованных и продуманных действий коллектива школы, где каждый ребенок может развить свой талант в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы.Ирина АНУРОВА,директор школы №1252 имени Сервантеса, почетный работник общего образования РФ, двухкратный лауреат гранта Правительства Москвы в сфере образования
Комментарии