Цель: актуализировать проблему власти и народа, поднятую в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».
Ход урока1. Вводно-мотивационный этапУчитель: Сегодня мы поговорим об одном из самых смелых, странных, парадоксальных произведений Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Когда его спрашивали, что же он написал – роман или повесть, пародию на историю, злую сатиру, фантастику, он отвечал: «Кто как хочет, тот пусть так и понимает». Писатель дает нам определенную свободу, попробуем ею воспользоваться. Я хочу предложить вам посмотреть отрывок из фильма, снятого по этому произведению. Подумайте, какие проблемы поднимаются в нем. 2. Актуализация знаний. ЦелеполаганиеОтрывок из мультфильма «История одного города». Учитель: Вы узнали это произведение?На доске записывается – «История одного города». Учитель: Что изменится, если мы поставим здесь знак вопроса? А если поставим разное логическое ударение? История одного города? История одного города? История одного города? (Ответы детей.) Само название объемное, многоплановое, глубокое, как и все произведение. И нам есть о чем подумать. А пока вернемся к отрывку из фильма, который поставлен по главе «Органчик». Какие проблемы подняты в нем? (Проблема власти и народа.) Какие вопросы в связи с этим вам хотелось бы обсудить? Почему к власти часто приходят безголовые правители? Почему народ такой безропотный? Пора обратиться к тексту. 3. Открытие нового знанияУчитель: Салтыков-Щедрин пишет, что история города Глупова отражена в летописи, которую он якобы просто издал. Начинается летопись с описи градоначальников. Их было 22, вот наиболее яркие представители. (Перечень градоначальников.) Что общего у всех градоначальников? Ответы учеников.Учитель: Многообразие градоначальников оборачивается на самом деле их поразительным однообразием. Все они увлечены бессмысленными проектами: насаждением горчицы и лаврового листа, упразднением гимназий, разрушением самого города. Главное в них – мундир. Таким образом, перед нашими глазами прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких управителей города.Работа в группах1-я группа. Глава «О корени происхождения глуповцев»Наконец и для них настал черед встать перед ясные очи его княжеской светлости.- Что вы за люди? и зачем ко мне пожаловали? – обратился к ним князь.- Мы головотяпы! нет нас народа храбрее, – начали было головотяпы, но вдруг смутились.- Слыхал, господа головотяпы! – усмехнулся князь, – весьма слыхал! И о том знаю, как вы рака с колокольным звоном встречали – довольно знаю! Об одном не знаю, зачем же ко мне-то вы пожаловали? – А пришли мы к твоей княжеской светлости вот что объявить: много мы промеж себя убивств чинили, много друг дружке разорений и наругательств делали, а все правды у нас нет. Иди и володей нами! – Ладно. Володеть вами я желаю, – сказал князь, – а чтоб идти к вам жить – не пойду! А вот посылаю к вам, заместо себя, новотора-вора: пущай он вами дома правит, а я отсель и им и вами помыкать буду! Понурили головотяпы головы и сказали: – Так! – И будете вы платить мне дани многие, – продолжал князь, – у кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его начетверо: одну часть мне отдай, другую мне же, третью опять мне, а четвертую себе оставь. Когда же пойду на войну – и вы идите! А до прочего вам ни до чего дела нет! – Так! – отвечали головотяпы. – И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить. – Так! – отвечали головотяпы. – А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами. – Так! – отвечали головотяпы. Затем приказал князь обнести послов водкою да одарить по пирогу, да по платку алому, и, обложив данями многими, отпустил от себя с честию.Вопросы для анализа:1. Что принесло головотяпам самовластие?2. Какие особенности народной жизни способствовали этому?3. Раскройте содержательный смысл основных художественных средств, которыми пользуется автор.2-я группа. Глава «Голодный город» Небо раскалилось и целым ливнем зноя обдавало все живущее; земля трескалась и сделалась тверда, как камень, травы и всходы огородных овощей поблекли; зерно было такое тощее, что не чаяли собрать и семян; яровые совсем не взошли, и засеянные ими поля стояли черные, словно смоль; даже лебеды не родилось; скотина металась, мычала и ржала; не находя в поле пищи, она бежала в город и наполняла улицы. Людишки словно осунулись и ходили с понурыми головами. Бригадир (градоначальник Фердыщенко) ходил в мундире по городу и строго-настрого приказывал, чтоб людей, имеющих «уныльный вид», забирали на съезжую и представляли к нему. Дабы ободрить народ, он поручил устроить в загородной роще пикник и пустить фейерверк. Пикник сделали, фейерверк сожгли, «но хлеба через то людишкам не предоставили».Тогда бригадир призвал к себе «излюбленных» и велел им ободрять народ. Стали «излюбленные» ходить по соседям, и ни одного унывающего не пропустили, чтоб не утешить.- Мы люди привышные! – говорили одни, – мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить – мы и тогда противного слова не молвим! – Это что говорить! – прибавляли другие, – нам терпеть можно! потому мы знаем, что у нас есть начальники!- Ты думаешь как? – ободряли третьи, – ты думаешь, начальство-то спит? Нет, брат, оно одним глазком дремлет, а другим поди уж где видит!Но когда убрались с сеном, то оказалось, что животы кормить будет нечем; когда окончилось жнитво, то оказалось, что и людишкам кормиться тоже нечем. Базары опустели, продавать было нечего, да и некому, потому что город обезлюдел. Вопросы для анализа:1. Почему в своих градоначальниках народ видит земных идолов, от произвола которых зависит все? 2. Как вы думаете, извлекли ли урок глуповцы из этого случая? 3. Раскройте содержательный смысл основных художественных средств, которыми пользуется автор. 3-я группа. Глава «Войны за просвещение»Тут же кстати он (Бородавкин) доведался, что глуповцы, по упущению, совсем отстали от употребления горчицы, а потому на первый раз ограничился тем, что объявил это употребление обязательным; в наказание же за ослушание прибавил еще прованское масло. И в то же время положил в сердце своем: дотоле не класть оружия, доколе в городе останется хоть один недоумевающий.Но глуповцы тоже были себе на уме. Энергии действия они с большою находчивостью противопоставили энергию бездействия.- Что хошь с нами делай! – говорили одни, – хошь – на куски режь; хошь – с кашей ешь, а мы не согласны!- С нас, брат, не что возьмешь! – говорили другие, – мы не то что прочие, которые телом обросли! нас, брат, и уколупнуть негде!И упорно стояли при этом на коленах.Очевидно, что когда эти две энергии встречаются, то из этого всегда происходит нечто весьма любопытное. Нет бунта, но и покорности настоящей нет. – Сломлю я эту энергию! – говорил Бородавкин и медленно, без торопливости, обдумывал план свой.А глуповцы стояли на коленах и ждали. Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленах не могли. Вопросы для анализа:1. На чем держится деспотический режим?2. Кто в большей степени является объектом сатиры Салтыкова-Щедрина: градоначальники или жители Глупова? Почему?3. Раскройте содержательный смысл основных художественных средств, которыми пользуется автор. Выступление групп.4. Первичное закреплениеУчитель: А есть ли кто-нибудь или что-нибудь, что не подчиняется власти? Прочитаем отрывок. Глава «Подтверждение покаяния»И вдруг… Излучистая полоса жидкой стали сверкнула ему в глаза, сверкнула и не только не исчезла, но даже не замерла под взглядом этого административного василиска. Она продолжала двигаться, колыхаться и издавать какие-то особенные, но несомненно живые звуки. Она жила.Судорожным шагом возвращался он (Угрюм-Бурчеев) домой и бормотал себе под нос:- Уйму?! я ее уйму?! Дома он через минуту уж решил дело по существу. Два одинаково великих подвига предстояли ему: разрушить город и устранить реку.Но по мере того, как работа опустошения приближалась к набережной реки, чело Угрюм-Бурчеева омрачалось. Рухнул последний, ближайший к реке дом; в последний раз звякнул удар топора, а река не унималась. По-прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась; по-прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую, в весеннее время, водой.Громадные кучи мусора, навоза и соломы уже были сложены по берегам и ждали только мания, чтобы исчезнуть в глубинах реки. Нахмуренный идиот бродил между грудами и вел им счет, как бы опасаясь, чтоб кто-нибудь не похитил драгоценного материала. По временам он с уверенностию бормотал: – Уйму?! я ее уйму?!От зари до зари кишели люди в воде, вбивая в дно реки сваи и заваливая мусором и навозом пропасть, казавшуюся бездонною. Но слепая стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и глубже прокладывала себе ложе. Щепки, навоз, солома, мусор – все уносилось быстриной в неведомую даль, и Угрюм-Бурчеев, с удивлением, доходящим до испуга, следил «непонятливым» оком за этим почти волшебным исчезновением его надежд и намерений.Но тут встретилось новое затруднение: груды мусора убывали в виду всех, так что скоро нечего было валить в реку. Принялись за последнюю груду, на которую Угрюм-Бурчеев надеялся как на каменную гору. Река задумалась, забуровила дно, но через мгновение потекла веселее прежнего.Анализ отрывка1. Как дается описание реки?2. Как ведут себя люди? 3. Какие художественные средства использует автор?4. Что символизирует река? 5. РефлексияУчитель: Вновь обратимся к теме урока. Как бы вы ответили на те вопросы, которые мы ставили? Обмен мнениями. Учитель: А что делать, чтобы не жить в городе Глупове? Письменная работа «Как не стать глуповцем?». Ребята зачитывают свои ответы.Учитель: Так давайте сами писать историю своего города, своей жизни, своей страны. Давайте не будем глуповцами, и тогда наша жизнь будет намного лучше. Домашнее задание: ответить на вопросы: как завершается роман «История одного города»? Кто произносит заключительные фразы? Как вы понимаете финал романа?Регина БУТУХАНОВА, учитель русского языка и литературы Могойтуйской средней школы Забайкальского края, учитель года Забайкальского края-2013
Комментарии