search
main
0

Как не растеряться в открытом космосе. Тема «Законы сохранения». 10-й класс

Цели: образовательная: обобщить, систематизировать знания по теме «Законы сохранения в механике»; развивающая: совершенствовать умение объяснять окружающие явления, умение самостоятельно применять знания.

Алгоритм работы ученика на уроке

1. Изучите информационный лист.

2. Выберите 6-8 средств обучения по составлению своего маршрута для реализации целей урока.

3. Найдите в классе место, где находится СО (средство обучения), выбранное для начала работы.

4. Познакомьтесь с методической инструкцией для данного СО.

5. Начинайте работу, делая в тетради записи, зарисовки, таблицы.

6. После выполнения заданий по данной методической инструкции повторите проработанный материал и переходите к новому СО.

7. Если вы решили после работы с каждым СО беседовать с учителем, то выходите на коррекцию.

8. После этого, если вы не получили замечания от учителя, в листе учета знаний замените + на () и начинайте работу с новым СО.

9. Проработайте 6-8 СО и выходите на контроль.

10. Можете сделать физ. паузу.

Помните, что выбор за вами!

Информационный лист по теме «Законы сохранения». 10-й класс

СО1 – дидактические карточки (теоретические задания) 1, 2, 3.

СО2 – оборудование для экспериментальной работы 1, 2, 3.

СО3 – учебник физики – С.В.Громов. 10 кл. – М.: «Просвещение», 2002.

СО4 – оборудование для экспериментальной работы 4, 5, 6.

СО5 – занимательные задания (вопросы).

СО6 – практические задания с уровнем сложности.

СО7 – учебник физики – С.В.Громов. 10 кл. – М.: «Просвещение», 2001г.

СО8 – Энциклопедический словарь юного физика. Сост. В.А.Чуянов – М.: Педагогика, 1997.

СО9 – Олимпиады по физике.: 6 – 7 классы

В.И.Лукашик.

СО10 – дидактические карточки (теоретические задания) 4, 5, 6.

Примечание для учителя: средства обучения подбираются таким образом, чтобы было понятно для учащихся, как работать с ними и какую бы последовательность, траекторию ученик не выбрал, должны быть достигнуты цели урока.

Пример: Методическая инструкция к СО3.

Повторите §33 «Закон сохранения импульса». Напишите свой краткий план ответа (рассказа) в тетради по физике, сопроводив его рисунками или схемой или таблицей. Ответьте на вопросы 2,3. Проведите соответствующий эксперимент (свой или подсказка СО5). После выполнения работы выходите на контроль к учителю.

Маршрут деятельности учащегося (примерный)

Действия учителя: составляется лист учета деятельности учащихся по маршруту каждого ученика, руководство самостоятельной работой учащихся, коррекция маршрутов, ответов, заполнение листов учета деятельности, подведение итогов.

Работа учащихся по своим траекториям (теоретический этап).

Микроцели (задачи) учебной ситуации:

– умение систематизировать полученные знания о понятиях, явлениях, законов сохранения;

– обобщение на основе исследования видов движения, законов сохранения.

Виды заданий для самостоятельной работы учащихся: написать, что узнали нового; ответить на вопросы; выполнить задание по образцу.

Проектирование фронтального исследования

1. Предположить свою версию исследования (сформулировать гипотезу).

2. Составить план исследования (подтверждение или опровержение гипотезы).

3. Подобрать в соответствии с поставленным заданием оборудование, необходимое для осуществления исследовательской деятельности.

4. Провести исследования и зафиксировать полученные результаты.

5. Провести анализ результатов.

6. Сформулировать вывод на основе анализа результатов исследования (подтвердилась или нет гипотеза исследования).

7. Подумать над областями применения установленного факта.

Виды деятельности, освоение которых контролируется учителем

1. Знание физического текста (восстановить или продолжить).

2. Умение приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы.

3. Владение понятиями и представлениями, связанными с жизнедеятельностью человека.

4. Умение объяснять физические явления и процессы.

5. Делать выводы на основе экспериментальных фактов, данных, представленных таблицей, графиком, диаграммой, схемой.

6. Применять законы физики для анализа процессов.

7. Иллюстрировать роль физики в создании и совершенствовании технических объектов.

8. Указывать границы применимости научных моделей, законов и теорий.

9. Выдвигать гипотезы о связи физических величин.

10. Проводить расчеты, используя сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем.

11. Проводить измерения физических величин.

Микроцель (задача) учебной ситуации: применение знаний, умений по теме (приборы и материалы: шарик диаметром 25 мм на нити, линейка измерительная 30-35 см с миллиметровыми делениями, динамометр учебный, нить длиной 500 мм, штатив для фронтальных работ, трибометр лабораторный, грузы массой по 100 г с двумя крючками –

2 шт.,транспортир, угольник ученический, брусок от лабораторного трибометра, часы с секундной стрелкой или метроном механический).

Деятельность ученика

1. Проектирование проекта исследования.

2. Реализация проекта исследования.

Алгоритм по проектированию исследования состоит из 7 логических шагов, которые предложены ученику в 7 заданиях по теме. Ученики могут при выполнении заданий ориентироваться на заложенную в тексте и различную по длине цепочку логических действий (шагов). По количеству сделанных учащимися шагов можно судить о глубине знаний учащихся. Глубина знаний проявляется «длиной» логической цепочки, которую смог преодолеть ученик.

Формирование знаний и умений учащихся:

1. Знание основных понятий и положений теорий, законов, правил, общепринятых символов обозначения физических величин.

2. Знание формул, единиц измерения физических величин.

3. Умение объяснить физические явления.

4. Планировать эксперименты для проверки теоретических зависимостей измеряемых величин.

5. Умение проводить измерения.

6. Умение систематизировать и интерпретировать полученные результаты.

7. Умение применять знания в нестандартных ситуациях.

Критерии оценки

Оценка «3» – ученик овладел знаниями и умениями на уровне минимальных требований (выполнил задания №1 и №2). Оценка «4» – ученик овладел знаниями и умениями на уровне выше минимальных требований (выполнил задания №3, №4 и №5). Оценка «5» – ученик овладел знаниями и умениями на уровне выше минимальных требований и обнаружил способность применять их в нестандартных ситуациях (выполнил задания №6 и №7). Оценка «2» – ученик не овладел знаниями и умениями на уровне минимальных требований.

Пример: практическая работа «Виды трения»

Используя поверхность рабочей тетради в качестве наклонной плоскости и транспортир, определите коэффициент трения покоя для монеты и ластика.

Задание №1. Дать определение наклонной плоскости, коэффициента трения покоя.

Работа начинается с первого задания, направленного на проверку знания физического текста. Это может быть деформированный или незаконченный текст с заданием восстановить или продолжить его, например: «Наклонная плоскость – это…» Выполнение такого задания не содержит логических шагов, оно направлено на проверку памяти и может считаться нулевой точкой.

Задание №2. Измерение коэффициента трения покоя.

Шаг 1: воспроизвести определение наклонной плоскости, коэффициента трения покоя.

Шаг 2: выдвини гипотезу, (коэффициент трения зависит от угла наклона).

Шаг 3: записать формулу, из которой можно выразить коэффициент трения (значения величин могут быть заданы или их можно опытным путем определить).

Шаг 4: провести эксперимент по заданным значениям угла наклона или самому выбрать угол так, чтобы монета не скользила вниз.

Шаг 5: найти этот коэффициент по формуле.

Шаг 6: результаты записать в виде таблицы.

Шаг 7: сделай вывод на основе анализа результатов исследования(см. гипотезу, шаг 2).

Задание №3. Измерение коэффициента трения покоя для других тел.

Шаг 1: воспроизвести определение наклонной плоскости, коэффициента трения (скольжения и покоя).

Шаг 2: выдвини гипотезу (пример: коэффициент трения скольжения и трения покоя одинаков).

Шаг 4: провести эксперимент по заданным значениям угла наклона или самому выбрать угол так, чтобы ластик не скользил вниз.

Шаг 7: сделай вывод на основе анализа результатов исследования.

Задание №4. Измерение предельного угла наклона.

Шаг 1: выдвини гипотезу (пример: изменится коэффициент трения покоя, потому что сила реакции опоры, действующая на тело, увеличивается и наоборот – не изменится).

Шаг 2: положить монету на поверхность рабочей тетради и увеличивать угол наклона так, чтобы монета смогла удержаться на месте.

Шаг 3: с помощью транспортира найти угол наклона, при котором можно измерить коэффициент трения покоя.

Шаг 4: сравнить результат с вычисленным значением угла наклона (см. задание №3, шаги 2-5).

Шаг 5: ответить на вопрос: изменится ли угол наклона, если будет увеличиваться коэффициент трения покоя?

Шаг 6: результаты измерений занести в таблицу.

Задание №5. Измерение трения скольжения.

Шаг 1: выдвини гипотезу (пример: изменится коэффициент трения скольжения, потому что сила реакции опоры, действующая на тело, увеличивается и наоборот – не изменится).

Шаг 2: воспроизвести определение наклонной плоскости, коэффициента трения скольжения.

Шаг 3: записать формулу, из которой можно выразить коэффициент трения скольжения (значения величин могут быть заданы или их можно опытным путем определить).

Шаг 4: провести эксперимент по заданным значениям угла наклона или самому выбрать угол так, чтобы монета скользила вниз.

Задание №6. Установление причины возникновения силы трения.

Шаг 1: выдвини гипотезу (причина возникновения силы трения в действии силы).

Шаг 2: воспроизвести определение законов трения.

Шаг 3: рассмотреть поверхности предложенных тел и записать в тетрадь их отличия и сходства.

Шаг 4: провести эксперимент и сделать выводы о поверхностях тел.

Шаг 5: пронаблюдать, когда возникает сила трения (если попытаться сдвинуть тело, приложить к нему силу).

Шаг 6: ответить на вопросы:

– почему звучит скрипичная струна, когда по ней ведут смычком?

– почему автомобиль заносит на скользкой дороге?

Ответ: Вначале между смычком и струной нет проскальзывания, и струна захватывается смычком. Когда сила трения покоя достигает максимального значения, струна сорвется, и дальше она колеблется почти как свободная, затем снова захватывается смычком и т. д.

Ответ: Если на скользкой дороге нажать на газ, то автомобиль начнет буксовать. А вот если нажать на тормоза, то вращение колес прекратится, и автомобиль будет скользить по дороге

Шаг 7: сделай вывод на основе анализа исследования.

Задание №7. В измененной ситуации – определить КПД своей наклонной плоскости.

Составь план своего исследования. Получи результаты. Сделай выводы.

Можно дать готовые задачи (предлагаются задачи трех уровней сложности, можно выбрать любое задание или несколько).

Микроцель (задача) учебной ситуации: закрепление знаний, умений по теме.

Ирина ПОПОВИЧ, учитель физики школы №28, Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте