Кто не знает пушкинскую сказку о золотой рыбке. С детства западает в память напевный зачин: «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…» Ну какая же плохая старуха, совсем хорошего старика забранила. Помню, как мой маленький сын переиначил на свой понятный язык реплику деда: «Что ты, баба, блинов объелась?» Глубокий смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» мы открываем позже. Психологи единодушны во мнении: в этом гениальном пушкинском творении серьезно и глубоко раскрываются типичные ошибки во взаимоотношениях мужчины и женщины в браке.
По-новому прочесть известную сказку меня побудила недавняя встреча с сотрудником Центра психического здоровья Российской академии медицинских наук Татьяной Крылатовой. Врач-психотерапевт высшей категории Татьяна Александровна около тридцати лет занимается выявлением и лечением различных психопатологий у детей. Убеждена, как специалист, корень всех проблем нужно искать в семье, и ее главная задача – помогать конкретной семье справиться с трудностями.
– В сегодняшнем обществе царит повышенная тревожность, – говорит Крылатова. – Люди тревожатся за свою жизнь, за будущее детей, боятся старости, опасаются остаться без работы, потерять свой бизнес и так далее. Невротизация приводит к постоянному напряжению. Человек в таком состоянии не может открыто выражать свои чувства, эмоции. Он зажат. Более половины функциональных расстройств организма происходит от того или иного психического дискомфорта. К примеру, вегето-сосудистая дистония – это заболевание, связанное с постоянным подавлением эмоций. Наша задача, кроме всего прочего, состоит в том, чтобы обнаружить этот внутренний конфликт в человеке, «вытащить» его наружу. Но бывает и так, что человек боится узнать правду о себе, его устраивает позиция «страуса».
– В чем это проявляется, Татьяна Александровна? – интересуюсь я у собеседницы.
– Бывает, что ребенок в семье – это своего рода скрепляющая основа. И родители вроде бы и хотят, чтобы ребенок «вошел в норму», и в то же время глубоко внутри у каждого сидит страх: а что нас будет объединять, как мы будем жить без этого? Ведь все разговоры и дела крутятся возле проблемного чада. Происходит это у человека, конечно же, на подсознательном уровне, скажи ему прямо об этом – возмутится. Вот и надо потихоньку подводить каждого к осознанию своей зажатости. И, конечно же, к работе над своими ошибками. А если человек понял, увидел их – это уже полдела. Следующий шаг – творческая работа над собой.
– Но согласитесь, Татьяна Александровна, такое осознание – это своего рода болезненный шок. Не все хотят переживать боль.
– Ну а как иначе-то человеку развиваться. Все не так просто. Вы думаете, что врач дал таблетку, и человек выздоровел. Я, к примеру, вообще предпочитаю всех своих пациентов лечить гомеопатическими средствами. Главное ведь – правильно оценить ресурс организма. И тут стандартных решений не бывает.
В начале своей карьеры, после института, Татьяна Владимировна два года проработала подростковым врачом. К ней, в маленький кабинет в обычной поликлинике, подростки валили гурьбой. Поговорить «за жизнь», рассказать о прочитанном, увиденном. (Кстати, в квартире врача Крылатовой библиотека с классической художественной литературой начинается с порога. Высокие стеллажи с «учебниками жизни» встречают всех гостей у входа. А вся научная литература для работ располагается в кабинете.)
– Бывало, шумят в коридоре мои подопечные, заглядывают в дверь: когда примите нас, – улыбаясь, вспоминает Татьяна Александровна. – А мне ведь работать надо – писанины-то много. Что делать? Выхожу за дверь. «Все здесь собрались?» – спрашиваю.
– Нет, – отвечают. – Таня отошла.
– Ну зовите ее, – и всех прошу в кабинет. Зашли. Набились плотно. – Ну что, – спрашиваю, – постояли? Теперь выходите и ждите. Смеются.
Вообще простых решений, по убеждению «лекаря человеческих душ», не бывает. К каждому юному пациенту центра подбирается свой ключик.
В последние годы наблюдается рост задержек психического развития детей. Участились случаи такого серьезного психического заболевания, как ранний детский аутизм. В чем оно проявляется? Ребенок полностью погружен в себя, у него потерян контакт с внешним миром, он отгорожен от окружающих. Мало того, нередки случаи так называемой вторичной аутизации. У вполне здорового поначалу ребенка проявляются признаки психического заболевания. Причиной его возникновения могут стать не только пережитые психические травмы, но и запредельные для хрупкой психики впечатления, полученные от просмотра агрессивных боевиков, мультфильмов. Развитию аутизации способствует и чрезмерное увлечение компьютерными играми. Потому врач-психотерапевт Крылатова родителям дает один общий совет: свести до минимума общение ребенка с телевизором и компьютером. И, по сути, все специалисты центра единодушны в этом решении. Ведь как говорит руководитель отдела по изучению психопатологии раннего детского возраста профессор Галина Вячеславовна Козловская, основы нравственности, моральных устоев, понятия добра и зла закладываются у человека в самом нежном возрасте. Все впечатления, полученные малышом, фиксируются в эмоциональной памяти и сохраняются на протяжении всей жизни, проявляясь в виде психических реакций.
…Мама у плиты, папа у телевизора, ребенок у компьютера. Сотрудникам центра нередко приходится видеть эти одинаковые сюжеты, когда они просят пациентов нарисовать семью. Сегодня дети редко рисуют семью, объединенную одним общим делом. «Проблемные» дети, как правило, не радуют взрослых рисунками, где семья в полном составе, к примеру, сидит за столом. К сожалению, очень часто рисунки многих малышей пропитаны агрессией и злобой: острые углы, кулаки, когти, монстры, хищники, роботы-убийцы. Пожары, взрывы, аварии на рисунках – прямое свидетельство каких-то детских страхов.
Детские рисунки помогают порой распознать, какие отношения царят в семье. Как правило, мир здорового, психически и психологически благополучного ребенка – яркий, красочный, разноцветный, а не черный или серый. Такими же яркими должны быть эмоции у человека.
– Недавно посмотрела любимую «Травиату» в театре Станиславского и даже заплакала от горя, – призналась в беседе Татьяна Александровна. – Почему в кульминационной сцене надо было выпускать обнаженных женщин? Ведь раньше такого «новшества» не было. Я не могла смириться, пришла домой и села за письмо. Не должен нормальный человек воспринимать спокойно пошлость. Если он «созрел» для нее – значит он духовно мертв. Я не могу, к примеру, закрывать уши, когда рядом слышу матерную брань. Обязательно удивлюсь: «Неужели в богатом русском языке не нашлось других слов? Давайте найдем их вместе». И представляете, ни разу не услышала грубых ответов, мол, идите своей дорогой, какое ваше дело и так далее. Вот говорят: «В здоровом теле – здоровый дух». Хотя правильнее и точнее будет так: «Со здоровым духом и тело будет здраво».
Открытых, щедрых людей я встречала немало. Удивлялась, как можно так растрачивать себя, не беречь. А Татьяна Александровна Крылатова убедила, только так и можно сохранить себя, открыто выражая эмоции, жить радостно, ярко. Мы все участвуем в создании общего духовного поля. Каким оно будет – зависит от нас!
Одна моя знакомая художница каждый день своей маленькой дочке к пробуждению готовила рисунок. Это мог быть красивый цветок или милая зверушка. Ребенок открывал глаза, видел картину, улыбался, радовался, хлопал в ладоши. И этой радости хватало на весь день. Если бы в каждой семье жила такая радость, желание удивлять и удивляться!
Чем чревато обилие чернухи и пошлости, коими так богата наша жизнь? Они притупляют эмоции, чувствительность. Сочувствие маминой усталости, жалость к бабушкиной немощи требуют работы души и ее тренировки. Этому ребенок может научиться только в семье. Роль и значение семьи сегодня велики. Увы, вызовам времени российская семья в полной мере не отвечает.
И потому вечная сказка о золотой рыбке, где старик со старухой оказались у разбитого корыта, как никогда, актуальна.
Дело не в том, что доброму старику досталась злая старуха. Старик, оказывается, виноват больше. Потому что он оказался духовно слаб и не возражал, не открывал прямо свои чувства, когда это требовалось. Александр Сергеевич просто и гениально показывает, как жить не надо. Причем не только жене, но и мужу. Разум должен обуздывать чувства. Женщина живет чувствами – это главное у нее. Мужчина уравновешивает ее чувства разумом. Когда преобладают хотения, а разум их не обуздывает, происходит неизбежный крах.
А идеал счастья прост. Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу. Старуха пряла пряжу. И здесь можно ставить точку.
Комментарии