Практика показывает, что при запуске и функционировании той или иной модели ученического самоуправления могут возникнуть серьезные проблемы, которые появляются в силу допущенных просчетов. Я работаю в школе №1173 педагогом-организатором и занимаюсь созданием ученического самоуправления. Ориентируясь на собственный опыт (а он у меня есть – это третий проект) и изучив чужой опыт организации школьного самоуправления, спешу поделиться с вами своими выводами.
Все собранные ошибки можно систематизировать в три большие группы: тотальные педагогические ошибки, принципиальные организационные и частные методические.Тотальные педагогические ошибки1. Смешение организационных форм детской активности – детской общественной организации и ученического самоуправления.Причинами такой ошибки являются слабое знание законов, нормативных актов и влияние прошлого опыта, когда в советской школе действующий комитет комсомола и совет пионерской дружины выполняли функции участия школьников в управлении школой. Но сегодня, когда нет единой для всех детей общественной организации, ученическое самоуправление стало самостоятельным социально-педагогическим феноменом, который не следует смешивать с деятельностью детских и молодежных общественных организаций. Молодежные организации призваны решать иные задачи, а не участвовать в управлении школьной жизнью. 2. Подмена модели ученического самоуправления моделью воспитательной системы образовательного учреждения.Причина – в неспособности или нежелании педагогического коллектива выделить из всей системы воспитательной работы школы подсистему ученического самоуправления.3. Восприятие ученического самоуправления только в качестве игры «День дублера».Причина – отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело.4. Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел.Виноваты узкий взгляд на возможности ученического самоуправления и излишне широкое толкование потенциала КТД.Принципиальные организационные ошибки1. Отсутствие или низкое качество необходимой и достаточной нормативно-правовой базы, учитывающей специфику данного общеобразовательного учреждения.Причина – непонимание необходимости иметь четкую нормативную базу, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием и функционированием ученического самоуправления.2. Отсутствие системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников в сфере самоуправления.Часто педагога воспринимают как универсала, но организация самоуправления требует специальной подготовки.3. Формализация процесса внедрения ученического самоуправления.В различных регионах ученическое самоуправление активно внедряется по указке. Но самоуправление нельзя дать или взять, до него нужно дорасти. Такие изменения не происходят за один день, тем более по приказу.4. Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педагогического совета и иных управляющих структур школы.Причина одна – замкнутость взрослых на своей профессиональной сфере.5. Излишнее администрирование, контроль.Причиной является ярко выраженное недоверие к органам ученического самоуправления.Частные методические ошибки1. Чрезмерное увлечение масштабностью ученического самоуправления. Например, каждый класс – республика.2. Смещение акцента работы органов ученического самоуправления на досуговую деятельность.3. Использование в структуре самоуправления правоохранительной системы, включая прокуратуру.4. Неверное толкование юридических терминов.Пример – парламент, включающий в себя министерства. Но из министерств состоит правительство! Или другой пример: разработан административно-хозяйственный кодекс (конституция) школы. Коллеги, давайте уважать Конституцию, она не может быть административно-хозяйственным кодексом! Такой перекос, заложенный в сознание детей в школьные годы, потом долгие годы будет сказываться на их восприятии политических реалий жизни. Причина очевидна – низкая правовая грамотность.5. Перенос профессионального стиля общения с урока в деятельность по самоуправлению.В ученическом самоуправлении принципиально иной способ общения ребенка и взрослого.6. Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, поручение исполнения уже принятых взрослыми планов.Екатерина КЛИМАНОВА, педагог-организатор школы №1173
Комментарии