search
main
0

Как научиться управлять собой и миром

Навыки предпринимательской деятельности формируются в юности

В настоящее время перед образовательными организациями помимо основных задач, с целью которых они созданы, стоит также задача по расширению возможностей для эффективной самореализации обучающихся в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни, чтобы обучающиеся и воспитанники, развивая индивидуальные качества, имели высокий уровень социальной активности.

Формирование навыков предпринимательской деятельности в процессе получения образования позволит учащимся стать более уверенными в себе, независимыми, креативными, социально ориентированными, готовыми планировать, реализовывать свои идеи и брать ответственность за результат, быть осознанными в различных ситуациях, не бояться проблем и обладать умением их решать, взаимодействовать с обществом, обладать большими перцептивными и интеллектуальными навыками, быть компетентными в деловой активности общества, осмыслить себя и научиться управлять собой и миром.

Однако большой проблемой остается то, что детей с раннего возраста приучают к тому, что результатом их действий, направленных на решение задач, становится оценка. В дальнейшем прикладного действия и практического применения результата не происходит. В период освоения школьной программы обучающийся привыкает стремиться к внешней оценке по строгим критериям, а не к наработке навыков и компетенций. Измерение деятельности оценками и баллами неизбежно приводит к отождествлению обучающегося с результатами его деятельности. Вероятность совершения ошибки снижает как оценку результата деятельности, так и адекватную самооценку, значимость и ценность.

При стандартном подходе к образовательному процессу у выпускников могут возникать следующие негативные последствия:
– потеря инициативности в связи с опасением совершения ошибки;
– отсутствие опыта, имеющего прикладное значение, применяемого на практике результата;
– перекладывание ответственности за результаты своей деятельности на других;
– неосознанности себя в жизни.

Введение в школьную программу основного и дополнительного образовательного процесса переформатирования предметов и видов учебных занятий, связанных с предпринимательскими компетенциями, будет способствовать развитию готовности обучающихся воплощать свои идеи в жизнь, причем в любых сферах, преодолевать трудности, сотрудничать и осознавать значимость собственного труда. Такая интеграция позволит нивелировать одностороннюю направленность школьной программы.

Обучение детей навыкам предпринимательской деятельности успешно осуществляется в ряде зарубежных стран. Их положительный опыт благоприятно сказался как на самореализации детей во взрослой жизни, так и на развитии экономики в целом.

Так, в частности, в Китае выявили общие паттерны поведения ведущих предпринимателей и изобретателей. Оказалось, что общим увлечением этих людей в детские годы была научная фантастика. В образовательный процесс ввели развитие соответствующих компетенций. В настоящее время неоспоримый факт, насколько вперед ушло развитие инновационных технологий в Китае.

В США руководители технологических стартапов и представители крупного бизнеса принимают участие в образовательном процессе местных школ. Высокая мобильность, нестандартное мышление, гибкость подходов, скорость реакции, высокая инновационная активность, предрасположенность детей к риску позволяют взращивать будущих эффективных предпринимателей. Многие школьные проекты реализованы в большом бизнесе.

В Норвегии навыки предпринимательства также начинают формироваться в школе. Выпускники нарабатывают компетенции, которые в последствии помогают стать успешным человеком.

Предложения по формированию предпринимательского поведения школьников должны быть основаны на системной интеграции и с учетом каждого образовательного уровня. Эффект обучения возникает на уровне зеркальных нейронов, когда бессознательно усваивается большой поток информации, и ребенок становится средним арифметическим своего окружения.

В основном образовательном процессе предлагается переформатировать учебные программы таких предметов как обществознание, экономика и информатика, перенаправить вектор изучения предмета на монетизацию результата, добавить вектор прикладного использования знаний.

В дополнительный образовательный процесс предлагается включить модули по развитию предпринимательских компетенций каждого участника образовательного процесса: дошкольников и школьников, их законных представителей и учителей.

Отдельные модули должны быть ориентированы на повышение предпринимательской компетентности родителей, на расширение их знаний по вопросам экономической безопасности детей.

К развитию предпринимательских компетенций необходимо привлечь специалистов, успешных предпринимателей и бизнесменов. Именно тех людей, которые сами умеют делать то, чему учат: видеть возможности, оперативно их реализовывать, смело к ним идти, не бояться ошибаться и в итоге добиваться результата.

Комплекс мероприятий должен быть направлен на развитие следующих компетенций и психофизиологических процессов:

– повышение мотивации. Изменять мир вокруг заложено в ребенке природой. В нашем контексте задача – убрать к этому препятствия. Главное – изменить мышление ребенка. Результат нужен не только для материальной выгоды. Идеи ребенок должен генерировать сам, а вот реализовывать на начальных этапах под незримым контролем семьи и педагогов;

– самостоятельность и ответственность в принятии решений;

– осознанный выбор. Комплекс мероприятий должен развивать навык целеполагания. Школьник должен научиться ставить реальные, измеряемые, осуществимые и с временными ограничениями на исполнение цели. Это позволит исключить абстрактные и не очень конкретные направления развития;

– рефлексия. Любой полученный ребенком опыт, как положительный, так и отрицательный, должен быть осмыслен. Помимо течения образовательного процесса важны мысли, эмоции, тревоги школьника, а также изменения и взаимодействие внутри коллектива. Осознанность происходящего, интроспекция собственной деятельности приведут к тому, что любая деятельность ребенка принесет результат. Без рефлексии опыт практически не имеет ценности;

– работа в команде. Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от согласованного и гармоничного взаимодействия участников внутри команды. Навык сильного участника в команде – это необходимая компетентность в любой сфере деятельности. Помимо личного профессионализма в конкретной сфере деятельности важно обладать навыками командообразования для эффективной работы и достижения лучшего результата;

– компетенция эффективного планирования и распределения ресурсов. В нашу эпоху больших возможностей время остается особенно ограниченным ресурсом. Поэтому умение рационально управлять своим временем является особо важным навыком;
– правильное восприятие ошибок. Совершение ошибок – это важная часть полученного опыта. Корректно проведенный анализ дает возможность переосмыслить многие действия в будущем. Ошибка – это естественный процесс роста и развития;

– ранняя профориентация. Развитие в области предпринимательства позволит школьникам самоопределиться, в какой сфере деятельности есть желание развиваться в будущем;

– развитие системы ценностей. Первоначальные ценности создаются и закладываются в семье. Ценностная ориентация предпринимательской деятельности знакомит обучающихся как с историческим развитием предпринимательства в России, так и с современным состоянием, с выдающимися представителями и яркими деятелями, с их достижениями.

Таким образом, развитие предпринимательских компетенций поможет ребенку определиться со своим предназначением, креативно и нестандартно решать проблемы и задачи, подходить к выбору профессии осознанно. И тем самым успешно реализовать себя в собственной жизни и жизни государства.

Наталия ВОВЧОК, специалист Курчатовской школы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте