Наши дети, проводя большую часть времени в мегаполисе, практически лишены возможности наблюдать, ухаживать за домашними животными. Дети не знакомы со спецификой тяжелого сельскохозяйственного труда, плодами которого они ежедневно пользуются. Поэтому мы считаем, что необходимо целенаправленно формировать интерес и уважение у юных горожан к нелегкому труду фермеров.
Традиционно занятия по ознакомлению детей с домашними животными, устройством фермы, профессией фермера проводятся в любом детском саду. Узнав о желании детей прикоснуться к будущему, мы решили ознакомить их с современными и перспективными способами оптимизации труда фермера, новыми технологиями ведения фермерского хозяйства, тенденциями его развития. Для этого мы разработали образовательный проект «Умная ферма будущего».
Для реализации этого проекта мы дополнили методическую копилку серией детских книг «Жизнь на ферме», аудиозаписями «Звуки фермы», фрагментами познавательных мультфильмов и презентаций, а предметно-развивающую среду – конструкторами и наборами для сюжетно-ролевых игр «Животные на ферме», «Птицы на ферме», «Техника», «Профессии на ферме», конструкторами.
Увидев все нарастающий интерес детей к данной теме, мы инициировали обсуждение различных аспектов «умной» фермы, применив один из наиболее эффективных способов введения в тему модели трех вопросов: «Что мы знаем о жизни на ферме?», «Что хотим узнать?», «Где мы можем это узнать?».
Воспитатели поддержали детскую инициативу и предложили для изучения различные темы экологической направленности.
Современное фермерское хозяйство не может обойтись без электричества – это работа электроприборов, освещение и обогрев помещений, электронасосы для подачи воды. Мы знакомили воспитанников с альтернативными возобновляемыми источниками энергии: солнечными батареями и коллекторами, ветрогенераторами. Традиционные занятия мы дополнили экспериментальными исследованиями, направленными на поиск оптимальной формы и места расположения ветрогенератора. Работая с оборудованием нашей метеостанции, ребята научились по компасу определять стороны света. Флюгер подсказывал направление ветра. По данным наблюдений, которые дети заносили в исследовательский календарь, были построены розы ветров, которые позволили детям определить, где следует расположить ветрогенератор.
Изучив и экспериментально исследовав свойства ленты Мебиуса, дети пришли к выводу о возможности конструирования на ферме будущего ветрогенераторов, лопасти которых напоминают ленту Мебиуса.
Изучая тему «Вода – источник жизни», дети провели эксперимент по выращиванию семян фасоли в разных условиях. Результаты исследований показали необходимость оптимального распределения влаги для интенсивного роста растений.
Мы предложили детям обсудить и придумать различные варианты организации автоматического полива растений на ферме. В течение года ребята также знакомились с логистикой хлеба, молока, овощей и фруктов. Узнали, какой большой труд вложен в каждый кусочек хлеба, стакан молока, которые каждый день есть у них на столе.
Знакомство детей с «умными» технологиями (понятиями «датчик», «сенсор», «цифровое облако») создало необходимые условия для конструирования детьми «умного» автополива с учетом данных о влажности почвы. Решение этой педагогической задачи привело к необходимости ознакомления детей с азами информатики: понятиями «блок-схема», «ветвление», «цикл». И как бонус – неподдельный детский интерес к «умным» технологиям, кодированию информации, Big Data.
Наши воспитанники представили свой проект на московском региональном этапе конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», фестивале творческих детско-родительских исследований и проектов «Маленький Леонардо», межрайонном Фестивале проектов и исследовательских работ дошкольников и младших школьников, где он был отмечен дипломами призеров. Методическая разработка педагогов «Моя жизнь на ферме будущего» стала призером городского экологического фестиваля «Бережем планету вместе».
Мы также рады, что эти детские познавательные активности поддерживаются родителями, среди которых есть и IT-специалисты. Они считают наши педагогические инициативы интересными и перспективными.
Искренне надеемся, что представления, полученные в дошкольном возрасте, станут основой для получения фундаментальных знаний о стране, обществе и формирования духовно-нравственных личностей с активной жизненной позицией, способных к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Татьяна НОВИКОВА, воспитатель школы №1678 «Восточное Дегунино»
Комментарии