В условиях интенсивного развития науки, технологий усложняются программы обучения в высшей школе. Российские вузы, в том числе и ведущие, сталкиваются с недостаточным для эффективного получения новых знаний уровнем подготовки абитуриентов.
Возможно, в первую очередь эта проблема касается ведущих вузов, осуществляющих подготовку по специальностям и направлениям, относящимся к естественно-научным дисциплинам. Сейчас «модно» планировать карьеру. Абитуриент, который хотел бы в будущем работать в инновационном бизнесе или в научном учреждении (например, в одном из достаточно многочисленных институтов Российской академии наук), чтобы заниматься, как говорят в научном сообществе, «фундаментальной наукой», должен уже после окончания школы обладать достаточно широким набором знаний и умений. Эти компетенции позволят ему уже на младших курсах параллельно с учебой заниматься исследованиями в научных лабораториях, а это, в свою очередь, позволит такому успешному студенту приобрести неоспоримые конкурентные преимущества к окончанию вуза: более обширные знания и умения, опыт научной работы, стажировки, в том числе и за рубежом («туда» обычно едут успешные студенты и в науке, и в учебе), наконец, научные публикации.Что мы имеем сейчас? Таких мотивированных абитуриентов, ориентированных на науку и высокотехнологичное производство, становится все меньше. Занятия в школе по таким естественно-научным дисциплинам, как химия, физика, биология, очень часто направлены в основном на подготовку к единому государственному экзамену, особенно в старших классах. Это неудивительно, ведь по результатам ЕГЭ судят об успешности школы, об эффективности работы учителя. В обществе долгое время идет активная дискуссия о пользе и вреде этого экзамена, однако необходимо заметить, что сейчас мы живем в тех условиях, когда подавляющее большинство абитуриентов для поступления в вуз обязаны сдавать ЕГЭ, следовательно, эти ребята должны целенаправленно к нему готовиться, и на это уходит львиная доля школьных занятий. Исключение составляет небольшая часть учащихся (в масштабах страны), безусловно, талантливых победителей олимпиад школьников.Анализируя задания единого госэкзамена по химии, следует отметить, что его результат способен с достаточно большой долей вероятности определить, знает ли школьник химию на базовом уровне и если знает, то насколько хорошо. Однако этот экзамен совершенно не отвечает на другой вопрос: а способен ли школьник мыслить в химии, способен ли он в будущем внести вклад в развитие химической науки? О каком углубленном знании предмета можно вообще говорить, если на освоение этого предмета в школе в 10-11-х классах отводится один час в неделю?Как известно, наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов, открывая в 1748 году первую лабораторию в России, говорил: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение жизненных благ». Химия, безусловно, одна из ключевых областей современной науки, промышленности. Она может и должна быть важнейшей отраслью экономики, особенно в России. Все, что нас окружает, так или иначе связано с химией. Декан химического факультета МГУ академик РАН Валерий Лунин в одном из своих интервью сказал, что «…достижение фундаментальных целей, сформулированных нашими великими предшественниками, создание новых материалов, лекарств, новых технологий, открытие новых реакций и явлений возможно лишь при хорошей подготовке кадров для химического образования и науки в нашей стране, и, если взять проблему шире – при глубоком естественно-математическом и гуманитарном образовании еще на этапе средней школы». У нас же обсуждается школьный образовательный стандарт, согласно которому химия становится предметом по выбору. У школьников практически нет шансов заинтересоваться, «заболеть» химией.Здесь на первый план выходят другие формы работы со школьником, позволяющие его заинтересовать химией, научить мыслить новыми категориями. В первую очередь это выстроенная система олимпиад по химии, на вершине пирамиды которой находятся Всероссийская олимпиада школьников по химии, Международная Менделевская олимпиада школьников и Международная олимпиада школьников по химии. В целом система предметных олимпиад – это замечательно. Когда несколько лет назад по инициативе вице-президента РАН, ректора МГУ академика Виктора Садовничего Российский союз ректоров и Минобрнауки РФ учредили перечень вузовских олимпиад (а сейчас в них участвуют более половины выпускников, учащиеся 9-10-х классов) стало понятно, что олимпиады могут стать альтернативой ЕГЭ при поступлении в вуз. Но, повторю, победа на олимпиаде – это вершина пирамиды. Для того чтобы школьник смог по ней подняться, его необходимо в первую очередь заинтересовать предметом, в частности заинтересовать химией еще в 7-8-х классах, когда юноша или девушка определяют вектор своего будущего образования, если есть или учитель-энтузиаст (а такие, по счастью, еще есть), или сотрудничество школы с вузом, позволяющее школьнику окунуться в иную, не школьную атмосферу.Химический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова ведет большую работу по сотрудничеству со школами и школьниками России и СНГ для профориентации. На факультете активно работают подготовительные курсы для абитуриентов «Школа химика», существует подшефная школа №171, где уже 38 лет есть лицейские классы с углубленным изучением химии, в которых этот предмет преподают сотрудники химического факультета, а учащиеся имеют возможность выполнять экспериментальные задачи по химии в практикумах химического факультета. Химический факультет принимает активное участие в проведении химических олимпиад, наш декан – бессменный председатель оргкомитетов Международной Менделеевской олимпиады школьников по химии, заключительного этапа Всероссийской олимпиады. С 15 по 23 июля в этом году в третий раз в нашей стране пройдет Всемирная олимпиада школьников по химии, в которой примут участие 75 государств мира.Однако в последнее время факультет начал активно развивать и другой формат взаимодействия со школами, участвуя в инновационном проекте «Интегративная модель профориентационного естественно-научного образования школьников «ШКОЛА – ВУЗ – НАУКА – ПРЕДПРИЯТИЕ» как основа подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики». Факультет сотрудничает с московской школой – центром образования №1485, к проекту присоединились такие известные высокотехнологичные компании, как «УРАЛХИМ», НПО «УНИХИМТЕК». Преподаватели ведут факультативные занятия с учениками классов химико-биологической направленности, проводят лекторий для учеников 7-х классов, позволяющий создать у учеников, еще не изучающих химию, понимание необходимости и важности этой науки. Школьники выполняют исследовательские проекты под руководством сотрудников факультета в различных областях химии, участвуют в экскурсиях на кафедры и в лаборатории факультета.Сергей КАРЛОВ, заместитель декана химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор химических наук
Комментарии