Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS (TIMSS – Trends in Mathematics and Science Study) одно из самых представительных исследований по средней школе. Оно организовано Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA (IEA – International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В исследовании приняли участие 425000 учащихся из 59 стран. Для России исследование TIMSS стало первым международным мониторинговым исследованием в области общего образования, которое позволяет проследить тенденции развития математического школьного образования с 1995 года в соответствии с международными образовательными стандартами и приоритетами. В России это исследование осуществлял Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО) при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а также органов управления образованием регионов, участвовавших в исследовании. О результатах исследования на очередном семинаре в Высшей школе экономики рассказала видный специалист по тестированию Галина КОВАЛЕВА.
В 2007 году результаты российских учащихся начальной и основной школы превысили средние международные показатели исследования TIMSS по математике: 4-й класс – 544 балла (6-е место по рейтингу среди 36 стран); 8-й класс – 512 баллов (8-е место среди 49 стран).
По сравнению с большинством стран, участвовавших в исследовании TIMSS в 2007 году, результаты российских учащихся значительно выше как по математике (27 стран –
4-й класс и 38 стран – 8-й класс), так и по естествознанию (25 стран – 4-й класс и 39 стран – 8-й класс).
Для российских учащихся начальной школы более половины заданий по математике, включали и внепрограммый материал, для российских учащихся основной школы международные тесты в основном включали программный материал, но не затрагивали многие ключевые вопросы курсов алгебры, геометрии, основной школы, которые также были изучены к моменту проведения исследования. Таким образом, результаты исследования TIMSS-2007 позволяют оценить математическую подготовку российских учащихся с точки зрения международных стандартов и приоритетов, принятых международными экспертами стран – участниц исследования, но не дают полного представления о качестве математического образования в соответствии с российскими образовательными стандартами.
В США результаты учащихся 4-го класса по математике статистически значимо улучшились с 518 баллов в 1995 году до 529 баллов в 2007 году, а школьников 8-го класса – с 492 баллов в 1995 году до 508 баллов в 2007 году. В 2007 году результаты американских восьмиклассников сравнялись с результатами российских школьников по математике, хотя американские учащиеся 4-го класса по-прежнему демонстрируют результаты значительно ниже российских. Улучшение показателей американских школьников по математике можно связать с мероприятиями, которые были проведены в связи с получением низких результатов в исследовании TIMSS 1995 года. К ним относятся: повышение числа курсов математики, которые нужно было изучить для получения аттестата о среднем образовании, то есть увеличение числа часов на обучение математике, а также введение постоянного мониторинга достижения учащимися образовательных стандартов по математике при оценке деятельности учителей и школ.
Результаты, показанные странами-участницами на четырех этапах исследования (1995, 1999, 2003 и 2007 годы), убедительно показывают, что лидируют фактически четвероклассники и восьмиклассники одних и тех же стран (Тайвань, Республика Корея, Сингапур, Гонконг, Япония). Сравнение России с этими странами показывает, что значительный интерес для совершенствования образования в России представляет изучение опыта работы японской школы, наиболее близкой к России по ряду показателей.
Среди российских учащихся 4-го класса, принимавших участие в исследовании, 16% учащихся овладели знаниями и умениями самого высокого (продвинутого) уровня, 48% учащихся смогли выполнить задания высокого уровня по математике. Среднего международного уровня достигли и превысили по математике 81% учащихся.
Среди российских учащихся 8-го класса овладели продвинутым уровнем подготовки 8% учащихся, высоким уровнем – 33% учащихся по математике, средним уровнем – 68% учащихся по математике.
Освоили математику и естествознание начальной школы только на низком уровне, то есть смогли выполнить лишь самые простые задания, 14% учащихся 4-х классов. Продемонстрировали только низкий уровень подготовки по математике 23% восьмиклассников.
Не освоили знания даже низкого уровня (ниже 400 баллов), то есть освоили только небольшое число отдельных знаний и умений, 5% четвероклассников по математике и 4% по естествознанию, а также 9% восьмиклассников по математике и 5% по естествознанию.
По сравнению с 2003 годом отмечается положительная тенденция увеличения числа российских учащихся, достигших продвинутого уровня подготовки и по математике (с 11% до 16% в 4-м классе и с 6% до 8% в 8-м классе), и по естествознанию (с 11% до 16% в 4-м классе и с 6% до 11% в 8-м классе). Уменьшилось число детей, не освоивших знания самого низкого уровня по естествознанию (с 7% до 4% в 4-м классе и с 8% до 5% в 8-м классе). Однако по математике в 4-м классе не произошло никаких изменений, а в 8-м классе таких детей стало даже немного больше (9%).
Сравнение распределения российских учащихся 4-го и 8-го классов по международным уровням показывает, что в основной школе процент учащихся, имеющих продвинутый уровень образовательных достижений по математике, ниже, чем в начальной школе.
В лидирующих странах процент учащихся 4-х и 8-х классов, достигших продвинутого уровня подготовки, выше, чем в России, – 40-45% по математике и 32-36% по естествознанию. Причем данные проценты практически не меняются при переходе обследуемой совокупности учащихся из начальной в основную школу.
Комментарии