search
main
0

Как нарисовать утро, стоящее на цыпочках? Шекспир вчера и сегодня

Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека (СПбгТБ) в год своего 250-летия привезла в Москву эскизы театральных костюмов и декораций к спектаклям по произведениям Уильяма Шекспира на выставку «Шекспир в меняющемся мире». Ее торжественное представление состоится 5 декабря в стенах Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы.

В основе коллекции – собрание монтировочной библиотеки дирекции Императорских театров. Это подлинные эскизы костюмов и декораций выдающихся театральных художников XVIII-XX веков: Петра Гонзаго, Льва Бакста, Константина Коровина и других. Среди новых поступлений – работы Марины Азизян, Татьяны Бруни, Эдуарда Кочергина.

Шекспировские пьесы появляются в репертуаре русского театра с середины XVIII века поначалу лишь в переделках и переработках, как, например, трагедия «Гамлет» в переводе-пересказе Александра Сумарокова. Он написал совершенно новую пьесу на тему борьбы за престол, в центре которой оказалась любовь Офелии и Гамлета. В фонде театральной библиотеки хранятся рукописи первых переводов произведений Шекспира для сцены. Императрица Екатерина II тоже переносила на русскую почву сюжеты Шекспира. Комедия «Вот каково иметь корзину и белье» – это переделка комедии «Виндзорские проказницы», а две ее исторические пьесы «Из жизни Рюрика» и «Начальное управление Олега» названы «подражаниями Шакеспиру, без сохранения театральных обыкновенных правил».

На выставке будут представлены работы известных театральных художников к постановкам шекспировских пьес. Экспозиция дает возможность проследить изменения в принципах оформления спектакля на протяжении целого века. Шекспир писал, как известно, для театра, где почти не было декораций в современном значении, и живописный фон спектакля описан не в ремарках, а в самих словах действующих лиц, и при этом часто в поэтических образах. Последние же не всегда можно передать средствами живописи. Напомним два знаменитых образа утра: в багряном плаще, идущего по горной росе («Гамлет») и стоящего на цыпочках на горных вершинах («Ромео и Джульетта»).

Театральная живопись имеет свои особенности. Рисунок (изображение) на декорации, вблизи кажущийся выполненным грубовато, из зрительного зала при свете рампы видится необыкновенно живописным, изысканным и прекрасным. От работы театрального художника, от его вкуса и культуры зачастую зависит зрительский успех сценического представления. Привезенные на выставку электронные копии эскизов призваны заинтересовать и увлечь тех, кому интересен театр и кто хочет проникнуть за его кулисы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте