Обучив малыша и сформировав определенные умения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, родители полагают, что подготовили его к самостоятельной жизни в социальном пространстве. Но как ребенок будет адаптирован к этому пространству, не имея навыков общения? Каким будет его восприятие жизни без достаточно развитой эмоциональной системы?
Мы, педагоги, устроили в детском саду фотовыставку эмоциональных состояний под названием «Галерея детских эмоций» – фотоснимки детей в формате А3, причем каждый выражает то или иное эмоциональное состояние (радость, печаль, спокойствие, задумчивость, разочарование). Галерея расположена в доступном, но в то же время достаточно уединенном месте, где стены оформлены зеркальными панно в полный рост взрослого человека. Первый специалист, который демонстрирует функции Галереи детских эмоций, – педагог-психолог детского сада. Первые посетители галереи – педагоги нашего детского сада, которые получают возможность глубже заглянуть в эмоциональный мир ребенка, понять особенности эмоциональных переживаний дошкольника, выразить свои мысли на эту тему, а также оценить перед зеркалом собственный эмоциональный потенциал. Ведь эмоциональность в работе с дошкольниками – это залог успеха! Фотоматериал – это не просто снимок ребенка, но и хорошая возможность обсудить причины эмоционального переживания, найти способы помощи в типичной ситуации или определить пути воспитательной работы с детьми. Работу в Галерее детских эмоций можно проводить и как отдельное занятие воспитательно-нравственного характера, и как элемент занятия – подготовительного этапа совместной работы (настрой на содружество и соучастие), и как завершающий этап после интеллектуальной или физической работы. В зависимости от решаемых задач вербальная инструкция может меняться. Каждый ребенок имеет возможность внимательно рассмотреть образ на фотоснимке, выбрать для себя наиболее понятный, попытаться перед зеркалом изобразить его, сравнить и оценить полученный результат, перейти к подражанию нового эмоционального проявления. Научившись подражать, проявлять определенные эмоции, малыш учится их чувствовать, переживать, оценивать и контролировать. Самостоятельно выражая эмоциональные проявления, ребенок легко усваивает и понимает эмоциональный посыл другого, а взрослый имеет возможность оценить, как ребенок понимает данное эмоциональное проявление, насколько переживает, и в случае необходимости мягко скорректировать. Галерея детских эмоций приобрела популярность у многих специалистов. В индивидуальной работе с детьми воспитатель по физической культуре имеет возможность перед зеркалом отработать нужное движение, закрепить сформированный навык. А как важно, когда ребенок, выполняя сложный элемент, может контролировать эмоции, выражать радость от достижения цели, демонстрируя улыбку, копируя знакомый образ с фотоснимка! Для детей с речевыми проблемами это является серьезной задачей. Ребенок должен видеть образ, положительный пример, принимаемый взрослыми. Обучая ребенка приемам рисования, нам хочется максимально развить его творческие возможности. Но понять, как устроено тело человека, где располагаются те или иные части тела, ребенку, к примеру, среднего дошкольного возраста, очень сложно. Ребенок должен не только ощупать свои пальцы, но и увидеть их со стороны в зеркале Галереи детских эмоций, чтобы сразу изобразить эмоцию в рисунке, чтобы задачи развития творческих навыков, формирования образа человека и проявления эмоционального состояния решались параллельно и закреплялись в сознании ребенка. Особую роль приобрели практические занятия ребенка с мамой. Наблюдая за поведением современного родителя и стилем его общения с ребенком, можно констатировать, что детско-родительское общение сводится к расширенным родительским инструкциям, критическому опросу ребенка о совершенных с ним действиях в отсутствие родителя и минимальным эмоционально-положительным контактам. Родители стали реже улыбаться, выражать радость, наверное, и переживать ее тоже. Даже если мама хвалит малыша, выражение ее лица при этом может быть каменным, а фразы обыденными. Задача психолога и педагога – помочь родителям реабилитировать свои эмоциональные возможности, максимально использовать их в общении с ребенком. Многие психологические барьеры и комплексы снимаются, когда мама и ее малыш пытаются совместно изобразить ту или иную эмоцию перед зеркалом, используя не только мимику, но и пантомимику, элементы психогимнастики, а также повторить элементы артикуляционных упражнений под руководством специалиста. Мы отметили, что после нескольких совместных занятий в Галерее детских эмоций мамы стали чаще улыбаться детям, то есть наблюдается тенденция к закреплению положительного эмоционального контакта с ребенком. Хорошо, когда ребенок уже легко ориентируется в заданиях, с интересом интерпретирует ситуации, помогает маме раскрыть эмоциональный потенциал. На таких занятиях ребенок очень старается, и результат его работы максимальный. Для того чтобы процесс развития был постоянным, важны заинтересованное отношение родителей и их непосредственное участие в жизни ребенка. Поэтому необходимо формировать и повышать психолого-педагогическую компетентность родителей. Особое значение приобретает работа в Галерее детских эмоций в период адаптации ребенка и семьи к детскому саду, так как она располагает родителей к диалогу с педагогами: мы больше узнаем о семье малыша, ее интересах и увлечениях, даем первые рекомендации, ориентируясь не на общие представления, а на индивидуальные особенности развития личности ребенка, а родители знакомятся с нашими условиями, возможностями и требованиями. Это помогает снять лишние тревоги и переживания о благополучии пребывания малыша в детском саду, установить взаимный положительный контакт родителей и специалистов, работающих с ребенком. Елена ЛОБИНЦЕВА, педагог-психолог детского сада компенсирующего вида №2290
Комментарии