search
main
0

Как накормить Буратино? Учим школьника работать с текстом и информацией

​Пособие «Всероссийская проверочная работа. Математика. 2 класс. Практикум по выполнению типовых заданий. ФГОС / Е.В.Волкова, С.В.Бахтина. – М. : Издательство «Экзамен», 2018» содержит 10 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) за курс 2‑го класса. Издание полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту для начальной школы.

В книге представлены:- варианты типовых заданий для подготовки второклассников к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы, которые усложняются по мере выполнения работ;- инструкция для обучающихся, которая при необходимости на первых порах может быть прочитана ребенку взрослым, а на последующих этапах работы школьник может обращаться к ней самостоятельно, так как инструкция дублируется перед каждым новым вариантом работы;- материалы для учителя, позволяющие провести объективную оценку знаний учащихся (удобным является расположение данных материалов в середине пособия, что позволяет их легко изъять при необходимости).Важная информация для педагогов: в соответствии с приказом №699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.Педагоги начальной школы часто сталкиваются с ситуацией, когда задача, решаемая одним и тем же способом, становится для ученика проблемой только лишь потому, что содержание задачи находится за пределами жизненного опыта ребенка. Авторы представленного пособия тщательно продумали и форму, и содержание каждого задания с учетом возрастных интересов читательской аудитории. Отличительной особенностью и плюсом учебного пособия является наличие в нем задач с опорой на жизненные ситуации, доступные младшему школьнику.Так, задачи на «сравнение периметров объекта» подкрепляются рисунком. Например, в заданиях 3 вариантов 3 и 4 речь идет о сравнении длины окантовки украшенной тесьмой салфетки, а в заданиях 3 вариантов 5, 6 и последующих появляются предметы, изображенные в трехмерном пространстве и позволяющие ребенку представить, как выглядят реальное помещение и предмет, являющийся объектом задачи.Выполняя типовое задание, школьник не находится в ситуации «натаскивания» на действие, а постоянно анализирует учебную задачу с учетом новых жизненных установок.Анализ приведенных в пособии вариантов заданий такого типа позволит взрослому самому сконструировать аналогичные задания, изменив объект задачи или ее вопрос, сохраняя опору на рисунок.Например, в заданиях 3 вариантов 5, 6, 9 речь идет о беседках разной формы, для которых в ходе решения необходимо сравнить длины плинтусов или гирлянд, используемых в отделке. Чтобы закрепить найденный способ решения, рекомендую изменить в задачах объект наблюдения: предложить обучающимся разукрасить беседки горизонтальными полосами и сравнить длину получившихся полосок или дорисовать дорожки вокруг беседок и сравнить их длину. В такой ситуации объект наблюдения меняется, а способ решения задачи остается. С опорой на эти же рисунки можно изменить ход решения задачи, изменив для них вопрос. Например, заменить вопрос «На сколько метров гирлянда Сидоровых длиннее гирлянды Макаровых?» (задание 3 варианта 5) на вопрос «Какой семье для украшения будет достаточно гирлянды, купленной к празднику, если ее длина составляет 12 метров?».Пособие содержит задания, позволяющие второкласснику формировать умение вычленять, анализировать информацию, представленную в явном и неявном виде, давать ей собственную оценку.Например, задание 10 варианта 1 предлагает школьникам найти решение, оценив при этом действия сверстников:«Гена сказал, что вчера был вторник. Леня сказал, что завтра будет четверг, а Стасик говорит, что четверг – сегодня. Какой день недели сегодня, если известно, что один из мальчиков ошибся при подсчетах». Аналогичные задания 7‑го и 8‑го вариантов уже предлагают оценить действия сказочных героев, оказавшихся в ситуации, знакомой школьникам:«У Буратино есть 8 сольдо. Ему надо купить на обед 2 картофелины и луковицу. Луковица стоит 1 сольдо, а картофелина – 4 сольдо. В магазине проходит акция «Купи овощей на 6 сольдо и заплати только половину стоимости за вторую покупку». Сможет ли Буратино купить себе обед?»Решая задачу с участием знакомых сказочных персонажей, второклассник так или иначе сталкивается с необходимостью проанализировать бытовую ситуацию, с которой сам он с очень большой вероятностью встретится в жизни. И как знать, возможно, верно решенная в школе задачка поможет ему не ошибиться в выборе собственного жизненного действия.Младшему школьнику необходимо умение считывать и расшифровывать информацию, представленную различными способами.Рассмотрим, например, задание 6 варианта 9:«В таблице показано расписание движения поездов.Направление    Номер поезда    Время отправленияМосква – Псков    010А    20.23Москва – Мурманск     092А    22.15Москва – Таллин    034А    23.101) Какой номер у поезда Москва – Псков?Ответ: ________________________________2) В какое время отправляется поезд Москва – Таллин?Ответ: _______________________________».Подобные задания каждого варианта ориентированы на работу с табличной информацией. На первых этапах работы педагог учит обучающихся анализировать информацию по столбикам или строкам. Наполнение ячеек позволяет акцентировать внимание детей на различных наименованиях и единицах измерения представленных объектов. Вопросы, предложенные после таблицы, позволяют точно вычленить необходимый объект наблюдения. Они понятны детям даже при самостоятельной работе. В качестве развития навыка взрослый может предложить обучающимся составить свои вопросы с опорой на предложенные таблицы.А варианты 3 и 4 предлагают второклассникам разобраться с нумерацией квартир на табличках подъезда:«На подъездах многоэтажного дома висят таблички с указанием номеров квартир.Подъезд №1        Подъезд №3        Подъезд №2Кв. 1-80        Кв. 161-240        Кв. 81-1601) В каком подъезде находится квартира 89?Ответ: _____________________2) Есть ли в подъезде №3 квартира 170?Ответ: ____________________».Появление информации, представленной в форме подъездных табличек, позволяет обучающимся перенести умения анализировать информацию в табличной ячейке в другую плоскость по аналогии с ранее выполняемым заданием.Плюсом пособия можно считать вариативность жизненных ситуаций, с которыми сталкивается при решении таких заданий школьник. Даже если во втором классе дети считают в пределах первой сотни, в жизни им приходится уметь читать числа большего порядка. И решение подобных задач позволит им сориентироваться у незнакомого подъезда в поиске нужной квартиры или в магазине в поиске нужного товара.Возможно, у кого-то вызовет вопрос наполнение таблицы информацией, не знакомой второклассникам, такой как анкеры, шурупы и пластиковые дюбели в 6‑м варианте пособия. Но какая же учеба без освоения новых понятий и без творческого подхода к работе! Это подаренная авторами пособия прекрасная возможность рассматривать такие задания как повод организовать мини-проект про ремонт в доме или экскурсию в строительный магазин.Особое внимание хочется обратить на задание 7 каждого варианта, целью которого является формирование представлений ребенка о времени. Это не очень простая задача, ведь время – абстрактная категория, которую «не потрогать руками», поэтому разъяснение этой темы нередко вызывает трудности при формировании умений младших школьников работать с величинами.Традиционно сложность выполнения заданий идет по нарастающей. Если в 1‑м и 2‑м вариантах для решения задания 7 ребенку достаточно будет использовать макет часов (или настоящий циферблат), то в последующих вариантах необходима ориентация в пределах суток (варианты 3‑6) или иных временных ограничениях (варианты 7, 8).Например, задание 7, вариант 1:«Сколько времени пройдет до полудня, если сейчас часы показывают 11.15?»Задание 7, вариант 8:«Спектакль состоит из двух действий, между которыми антракт. Каждое действие длится 1 ч 10 мин, а антракт – 20 мин. Сколько времени осталось до окончания спектакля, если сейчас середина антракта?»Кроме того, пособие содержит задания (1, 2) для определения умений выполнять вычисления, задания (9) для поиска и изображения графических закономерностей.Учитывая типологию заданий, включенных в сборник, можно говорить о возможности использования данного пособия на уроках математики независимо от того, по какому учебно-методическому комплексу занимается класс.Наличие двух вариантов типовых заданий одной направленности предполагает разнообразие их использования. Работа в целом может стать основой комбинированного урока повторения либо послужить вариантом содержания для урока контроля. В период изучения тем «Периметр многоугольника», «Меры времени», «Решение текстовых задач на нахождение части и целого» учителем могут быть использованы отдельные варианты заданий в качестве самостоятельной (классной или домашней) работы обучающихся.Учебное пособие может быть рекомендовано для самостоятельной работы родителей с ребенком. В этой ситуации целесообразно взрослому соотнести пройденный в школе материал со сложностью выбранного варианта. Проверить правильность выполнения задания помогают предложенные в пособии ответы и критерии оценивания работы. Целесообразно ставить даты выполнения заданий или работы в целом. Это поможет вместе с ребенком проанализировать, как во времени менялся результат выполнения задач с нарастанием сложности.Предложенные типовые задания могут быть рекомендованы методистам образовательных организаций для разработки контрольно-оценочных материалов в период подготовки школьников к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы.Дизайн пособия дружелюбный для школьников (размер шрифта, цвет рисунков, предусмотрены места для проведения вычислений и записи ответов) и удобный для педагога (есть поля для пометок и оценивания).Думается, что при всем многообразии материалов, предлагаемых различными издательствами для работы с младшими школьниками, пособие найдет своего пользователя как среди педагогов начальных классов, так и среди заинтересованных в помощи детям родителей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте