Июль, жара, речка, лес, деревянные домики, рядом на поляне палатки, а среди всей этой природы и романтики – четыре сотни молодых парней и девушек в возрасте от 18 до 30 лет. Туристическая база «Ласточка» Новоусманского района Воронежской области принимает региональный молодежный форум «Молгород». Встречи с интересными людьми, разработка собственных проектов, семинары и мастер-классы, а вечером – музыка, танцы, шоу-программы. О чем в такой обстановке лучше всего разговаривать? Правильно, о любви и счастье! Одна из 17 площадок форума называется «Молодые педагоги», состав участников понятен сразу, именно поэтому мы заговорили о том, счастливы ли они в личной жизни.
Екатерина Демидова, учитель русского языка и литературы Дзержинской школы Каширского района, стаж работы – пять лет: – Я пока не замужем. Не могу сказать ни да, ни нет гражданским бракам, потому что нас воспитывали в определенной традиции, и официально зарегистрированный брак, наверное, ближе. Но если человек дорог и с ним по-настоящему доверительные отношения, почему нет? Считаю, что учительская профессия не должна мешать личной жизни, так же как и личная жизнь – профессии. Они должны дополнять друг друга. Это нелегко. Уроков много, на себя времени остается мало, но надо правильно расставлять приоритеты. Анна Вечеркина, преподаватель механико-педагогического колледжа города Бутурлиновки, педстаж – 5,5 лет: – У меня недавно мой бывший однокурсник спросил при встрече, замужем ли я. Когда услышал, что нет, сказал: «Наверное, некогда?» Он прав. Работа учителя иногда захватывает все время, и ни на что другое времени не остается. По поводу брака думаю, что надо сначала попробовать пожить гражданским браком, чтобы прочувствовать все моменты совместного существования. А вот ребенок должен рождаться уже в зарегистрированном браке, у него должны быть и мама, и папа. Василий Першин, учитель физики, математики и информатики школы села Каменка-Садовка Новохоперского района, педстаж – три года: – Я пока не женат, занимаюсь работой. Нагрузка серьезная – 33,5 часа. Уроки, потом внеурочка и футбольная секция. Еще я показываю в школе кинофильмы, дети в основном старые фильмы сегодня не смотрят, у них аниме и «Сумерки» на первом плане. А «Любовь и голуби», «В бой идут одни старики» и «Офицеры» для них становятся открытием… Еще одна особенность сельской жизни – это ограниченный круг общения. Вообще-то мне только 26 лет, в школу пришел после армии, думаю, у меня еще есть время на устройство личной жизни. Есть ли у меня своя линия поведения, в случае если чувствую повышенное внимание старшеклассниц? Да, первое – стараюсь этого не замечать, игнорировать. Хотя внимание бывает очень навязчивым – и записки, и эсэмэски по телефону, и вопросы, есть ли девушка. Могут и на деревьях вырезать признания, и на лавочках писать все что угодно… В общем, если игнорирование не помогает, тогда надо идти на разговор, убеждать, что так нельзя, что я учитель, а ты ученица, окончи школу, а потом посмотрим. Можно строго сказать нет, это иногда больше помогает. Если и этого мало, тогда надо беседовать с родителями. Михаил Пономарев, учитель ОБЖ школы № 75 города Воронежа, педстаж – шесть лет: – Я в прошлом году женился, это второй брак. Жена поддерживает меня и хорошо относится к моей работе, хотя сама не педагог, занимается рекламой. Когда я сказал, что собираюсь оставить работу тренера, чтобы больше времени отдавать школе, мне это нравится, но по деньгам получится меньше, жена меня поддержала. Я уже попросил директора восстановить меня на полную ставку, еще я буду вести физкультуру – образование позволяет, и еще возьму классное руководство. Я пришел в школу не за карьерой, а потому что мне нравится общаться с детьми. Нравится делиться с ними своим опытом, я и ОБЖ взял потому, что люблю туризм и спорт. Хотелось рассказать детям о разных ситуациях и своих ошибках, чтобы они их не допустили, чтобы им в жизни было легче. Каким будет мое поведение, если вдруг возникнет ситуация чересчур повышенного внимания со стороны старшеклассниц? Я предпочту этого не заметить, а если слишком все настойчиво, надо будет просто сесть и поговорить, что никакие отношения невозможны. Хотя я не считаю ненормальной ситуацию взаимной симпатии, когда учителю, например, 25 лет, а старшекласснице – 18. Это допустимо, но только после школы: окончит, потом пусть встречаются. Я когда в школе первый год работал, мне было 24 года, и я чувствовал себя почти ровесником своих учеников. Но считал и считаю: если появился интерес, сначала пусть отучатся, поступят в институт, а там видно будет. Если женщина – учитель, а внимание к ней проявляет старшеклассник – такая ситуация возможна, то никаких отношений во время учебы быть все равно не должно. Учитель будет себя компрометировать как педагог. Этого в принципе быть не должно! Ирина Котлярова, учитель русского языка и литературы Березовской школы Воробьевского района, педстаж – три года: – Мне кажется, что нет никакой определенной зависимости личного счастья от профессии. Есть у нас успешные педагоги, у которых и в семье все замечательно. Понятно, что у нас женский коллектив и все время мы отдаем работе, но учитель – это разносторонний человек, ему все интересно! Например, я молодой учитель, я общаюсь и использую для этого каждую возможность, это дает дополнительные шансы познакомиться с молодыми и свободными мужчинами. Конечно, в школе они тоже есть, ведут технологию, ОБЖ и физкультуру, но им далеко за 50! Поэтому, увы! Хотя вообще-то у нас в одной школе есть директор, которому слегка за 30, правда, он женат, но сам факт существования молодого симпатичного директора-педагога бодрит! Если серьезно, то, чтобы устроить личную жизнь, надо больше общаться, ездить и путешествовать, насколько тебе позволяют личные обстоятельства. У меня они достаточно сложные, моей дочке пятый год. Я филолог, а это означает постоянные диктанты, изложения, рабочие тетради, и это в трех классах. Живем мы с бабушкой и дедушкой, спасибо, помогают, но дочке нужна мама. Я это понимаю и корю себя, что не могу оказать ей достаточно внимания. Учительским детям очень сложно!.. Вообще моя ситуация как раз соответствует теме разговора о трудном женском счастье учительницы. Мы жили в модном сейчас гражданском браке, и все стало сложно, непонятно, но общение между дочкой и папой не прекращается… Я считаю, что в моей ситуации страдает не муж, вынужденный терпеть, ждать и подстраиваться под особенности профессии жены-учителя, в моей ситуации страдает ребенок. Когда я вышла на работу, дочке было полтора года. Сначала я как-то успевала, но потом вместо двух классов мне дали три, потом классное руководство, с первого сентября мне дадут еще четвертый класс – одним словом, на работе востребована, только успевай. А мой маленький родной человечек остается без нужного внимания. Наталья Южакова, учитель изобразительного искусства, информатики, педагог-организатор школы № 4 города Бутурлиновки, педстаж – 11 лет: – Мне в семейных отношениях, считаю, повезло. Я 11 лет замужем, поженились сразу после окончания мною педучилища. И на тот момент я знала своего будущего мужа уже три года, с 16 лет. Он старше меня на шесть лет. После свадьбы я перешла учиться на заочное отделение Воронежского педагогического университета и в 19 лет пришла работать в школу. Мужа моего с самого начала друзья, близкие предупреждали, какой будет моя профессия, и он потом часто шутил: «Я знал, что будет плохо, но что настолько плохо, не предполагал!» Я не люблю останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствую мастерство, поэтому мне приходилось часто покидать дом – слеты, форумы, бесконечные детские лагеря! И он как преданный муж меня постоянно ждал, по профессии он программист, у него свой профессиональный мир. Поначалу было очень тяжело! Я вся в работе, а муж не понимает, почему жены постоянно нет дома, где она, с кем?! Были мои слезы, его претензии, скандалы… Но все это мы преодолели! Теперь он спокойно спрашивает: «Ты только скажи, на сколько дней уезжаешь?» – «На пять». – «Ну хорошо, езжай». В личных отношениях, я считаю, главное – доверие. Чтобы быть мужем учительницы, надо иметь стальные нервы и терпение! Я очень благодарна своему мужу. Если говорить, насколько реально встретить женщине свою судьбу на работе, то есть в школе, приведу наш пример. В нашей школе из 32 сотрудников мужчин двое. Это техник, ему 23 года, и еще учитель физкультуры, который работает вместе со своей женой, она его коллега. Да, еще сторож – мужчина. И все. При этом у нас есть очень интересные женщины-учителя, имеют и звания, и опыт, и уважение коллег, внешне стильные, красивые, но семьи не сложилось, вся жизнь отдана школе. А, как известно, красивым, умным и знающим себе цену тяжело подобрать мужчину, планка очень высока. Дмитрий Шевченко, учитель информатики Россошанского строительного техникума, город Россошь Воронежской области, педстаж – три года: – Я год как женат, и хотя мне 24 года, считаю, что выбор свой сделал вовремя, не рано. Мы с женой встретились по воле случая, она не педагог. То есть моя профессия не помешала мне познакомиться, встретить свою любовь и судьбу. Мне было очень приятно, что супруга с самого начала хорошо отнеслась к моей профессии, но свои трудности были. У меня педсовет после работы, собрание, а у нее тревога, почему меня задерживают, почему вынужден остаться на работе, а не проводить время с ней. Она флорист, обычно к восьми утра на работу, в восемь вечера заканчивает смену и идет домой. А у меня в три часа дня уроки заканчиваются, а домой я не иду. «Дети ушли, почему ты не уходишь? Что ты там делаешь?» Я бы не сказал, что это была ревность, просто непонимание специфики. И когда я все объяснил, конфликтных ситуаций больше не возникало! Почему среди педагогов-женщин много одиноких? Честно, не знаю. Мне кажется, что большинство даже не стремятся приблизить свое счастье, изменить свою жизнь. Например, женщина говорит, что хочет замуж, но при этом сидит в школе, потом дома: «Мое меня найдет!» Но где он должен тебя найти, когда ты, по сути, взаперти. Если ты хочешь, чтобы он был спортивным, значит, сама запишись в секцию или начни ходить в тренажерный зал – так его легче встретить. Если нравятся умные, подумай, где найти такого, и иди туда.
Комментарии