search
main
0

Как найти свое призвание?

«Университетские субботы»: актуальный формат для школьников

В школьные годы каждый из нас сталкивался со множеством вопросов, часть ответов на которые можно было найти в содержании школьных предметов, но часть интересующих тем оставалась неизученной. В рамках проекта «Университетские субботы» стало возможным выйти за границы общеобразовательной программы и узнать то, что интересно, значимо и полезно.

 

Живое взаимодействие с профессорско-преподавательским составом само по себе дает уникальный шанс попробовать себя в роли студента, расшифровать код понимания академического языка, войдя в храм науки и познания. Для мудрых и опытных учителей участие в «Университетских субботах» не только предоставляет целый пласт новой информации по тематике встреч, но и, самое главное, дает важнейшие поводы для наблюдения за интересами, устремлениями, целями и профессиональным выбором школьников. Рефлексия по итогам, статьи участников, просто отзывы способны дать в результате пищу для ума, запустить осознанные ориентиры в выборе стратегии профессионального будущего.

В Президентской академии есть традиции взаимодействия со школьниками на площадке «Университетские субботы». Важно, что представляется достаточно широкий пласт социальных, общественных и гуманитарных наук и направлений. Обширный охват тем обусловлен большим количеством институтов и программ академии. В этом году особенно актуальными для ребят стали темы, касающиеся вопросов устойчивого развития в глобальном мировом масштабе, в России, экологические проблемы, практики современного потребления и «зеленые» финансы, вопросы карьеры, самопрезентации, обучение ораторскому искусству и мастерству публичных выступлений. Обширный блок посвящен психологической тематике. По отзывам участников: «Можно было начать с права и государственного управления, перейти на менеджмент или экономику, а в конце полюбить психологию».

Возникает еще один вопрос: как правильно выстроить подобное профессиональное ориентирование? Дать школьникам самим найти свой профессиональный интерес через науки и специальность или помочь?

Рассказы наших студентов – первокурсников РАНХиГС свидетельствуют о том, что их выбор был сначала ситуативным: «заглянули на сайт», «посоветовал друг». Изначально ребята действительно искали интересующую тематику встреч, но потом выбор пал на вуз. Опыт показывает, что у большинства выпускников школ вопрос однозначности выбора является очень сложным. Бывает так, что на определении факультета и поступлении в вуз поиск не заканчивается. Он либо реформируется и меняется, когда студент адаптируется к вузу, либо требует дальнейших проб на работе, в магистратуре.

Поэтому было бы наиболее верным актуализировать свой интерес в период психологически сензитивных условий, именно в школьные годы. Мы уверены, что формат взаимодействия на «Университетских субботах» расширит диапазон возможностей школьников для поиска своего профессионального предназначения.

Важно, что в решении данной задачи заинтересованы обе стороны, что свидетельствует об актуализации школьно-вузовского партнерства. Мы ориентируемся на учителей, одной из ключевых целей которых является подготовка мотивированных и адаптированных выпускников. Опыт показывает, что системная подготовка и совместное формирование плана посещения вузовских мероприятий школьниками могут не только привести к осознанному выбору профессии, но и облегчить дальнейшую подготовку по выбранным предметам школьной программы с профильным углублением.

Снятие барьеров во взаимодействии школьников и академического сообщества позволяет фактически пестовать будущих абитуриентов со школьной скамьи. В итоге мы растим школьников, способных осознанно и уверенно преодолевать вступительные испытания, среди которых помимо ЕГЭ творческие экзамены, есть и предпрофессиональные конкурсы. Последние фактически являются показателем устойчивого устремления выпускника получить выбранную специальность и в случае успеха добавляют дополнительные баллы к ЕГЭ.

Несомненно, предпрофессиональная подготовка в содружестве с факультетами вузов – на сегодняшний день важный связующий элемент, который способен объединить мотивированных школьников, имеющих осознанный профессиональный интерес, и дать возможность ознакомится поближе с вузом, начав целенаправленно готовиться к поступлению. Школьник, пройдя путь от «Университетских суббот» и выбора профильного обучения до подготовки к ЕГЭ и предпрофессиональному испытанию, психологически адаптирован и готов к поступлению на желаемую специализацию.

Надеемся, что в перспективе подобный путь предпрофессионального самоопределения школьников станет неотъемлемой частью развития системы сотрудничества «школа – вуз». В этом заинтересованы не только школьники, родители и учителя. Академическое сообщество открыто для совместной плодотворной и творческой работы.


Елена УЛУНЯН, 
ведущий специалист Центра компетенций по развитию общего образования РАНХиГС

 

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте