Россия – страна поющая, в песне – весь размах и широта русской души. А какая душа может быть в исполнении под фонограмму? Слушатели соскучились по живому звуку, по настоящим чистым голосам. Их в нашей стране, благо, предостаточно, но ведь не так-то просто пробиться таланту из глубинки на большую сцену. И потому новый музыкальный проект “Самородки России” ждали с нетерпением. Его организаторы – президент культурного фонда “Самородок” Александр Морозов, главный дирижер оркестра ГЦКЗ “Россия” Александр Петухов и художественный руководитель проекта Петр Шаболтай.
– Таланты не иссякли, они просто оказались брошенными, – считает Петр Михайлович. – Мы с Александром Петуховым искали одаренных ребят по всей России, – сообщил он на пресс-конференции в концертном зале “Россия” накануне выступления. – И при этом не отбирали исполнителей только из залов Москвы. География говорит сама за себя – наши таланты живут во Владивостоке, Петербурге, Нижнем Новгороде… Такие концерты – это воспитание хорошего вкуса слушателя, ведь он сейчас не избалован настоящими голосами. К нам может прийти любой талантливый молодой человек. Возрастной ценз от 11-12 до 30-35 лет. С лучшими из исполнителей ГЦКЗ “Россия” заключит договоры на работу.
Художественный руководитель пообещал: с концертами будут выступать не только в Москве, но и гастролировать по всей России. На пресс-конференции назвали и сумму, в которую обошлась организация проекта, она немалая – 60 тысяч долларов.
– Сам концерт на сцене “России” – это только часть расходов, – заверили организаторы проекта. – И потом, чтобы молодой исполнитель, даже талантливый, стал звездой, с ним приходится много заниматься. Александр Морозов, к примеру, долгое время работал с Анастасией Максимовой…
… Живой звук собрал в “России” полный зал. И организаторы проекта не обманули собравшихся. Программа концерта из двух отделений была разнообразной: романсы, арии из опер, увертюры, русские народные песни. Роман Демидов в сопровождении хора Белгородской православной семинарии спел величественное “Да исправится молитва моя”. Балет ГИТИСа исполнил “Половецкие пляски” из оперы “Князь Игорь” А.Бородина. Самым юным участником выступления был одиннадцатилетний Саша Журавин из Москвы. Он замечательно сыграл на трубе фрагмент из оперы “Кармен”. Взрослее всех оказался 31-летний Олег Пастухов из Владивостока. Меня же более всего потрясла юная Пелагея (это ее сценический псевдоним, настоящее имя мне так и не удалось узнать). Ей всего-навсего пятнадцать, родом из Новосибирска, и тем не менее знаменитая Галина Вишневская именно о ней в интервью французской прессе заявила: “Это будущее мировой оперной сцены.” У Пелагеи уникальный голос : диапазон в четыре октавы. А для непосвященных скажу – зал кричал “браво” после того, как она, появившись на сцене в наброшенной на плечах бурке, спела русскую народную песню “Любо, братцы, любо”. И действительно – любо было и глядеть на юную исполнительницу, рослую не по годам, красивую девушку, и тем более слышать ее сильный звонкий голос. Впечатляющим было выступление Анастасии Максимовой, в ней гармонично соединились яркая сценическая внешность, талант певицы и композитора. Анастасия – победительница конкурса молодых композиторов в Санкт-Петербурге в 1997 году. Оригинально исполнила “Хабанеру” из оперы “Кармен” студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории Наталья Крошка. А Андрей Валентий, исполняя арию дона Базилио из оперы “Севильский цирюльник”, показал вдобавок неистощимое мастерство пародиста.
В гостях у программы был и обласканный славой Николай Басков, он спел арию Родриго из оперы “Сид” и легендарное “Памяти Карузо”. Впрочем, не могу сказать, что ему в чем-то уступали Роман Демидов, Андрей Савельев или Андрей Валентий. Из гостей были приглашены и Анастасия Волочкова, Светлана Трифонова, Ирина Савицкая, Константин и Сергей Чижай…
Запомнилась и милая, обаятельная Танечка Острягина, исполнившая “Самару-городок”. Украсили концерт и сами ведущие – артисты театра “У Никитских ворот” Наталья Баронина и Денис Семенов.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии