Цель: формирование умения составлять задачи по модели (схеме), с опорой на рисунок и часть условия.
Задачи 1. Создать условия для совершенствования навыка составлять задачи по модели (схеме), с опорой на рисунок и часть условия.2. Способствовать закреплению умения выполнять арифметические действия с числами, классифицировать геометрические фигуры разными способами.3. Содействовать развитию мышления, внимания, вычислительных навыков, воспитанию личностных качеств: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности. Оборудование: герои сказки, корзина с заданиями, веера, демонстрационная касса цифр, таблички – формы работы, карточки для дифференцированной работы, картинки-задачи на экране, маршрутный лист, мелодия для физминутки, круги для рефлексии.УМК «Начальная школа XXI века». Учебник: В.Н.Рудницкая (УМК «Начальная школа XXI века»).Ход урока1. Оргмомент.Учитель: Ребята, повернулись в парах лицом, слушаем и показываем (ученики повторяют):У меня нос – у тебя нос,У меня глазки – у тебя глазки,У меня щечки мягки – у тебя щечки мягки,У меня ручки гладки – у тебя ручки гладки.(Взялись за руки.) Прочь тревогу, лень; Ты мне друг на целый день. 2. Разминка.Учитель: Давайте немного разомнемся.Сколько месяцев длится осень? Назовите месяцы.Сколько осенних месяцев уже прошло?Какой месяц сейчас?Какой знак используется при вычитании?Какой знак используется при сложении?3. Эмоциональная пауза.Учитель: Сегодня мы отправимся к деду-леснику из сказки В.Д.Берестова «Как найти дорожку». Кто же нам поможет, чтобы мы не заблудились? Послушайте загадку и отгадайте.По веткам скачет, да не птица.Рыжая, да не лисица. Кто же это? (Белка.)Обратимся к Белке за помощью. Какими словами обращаются в сказке? Ученики:Белка, Белка, расскажи,Белка, Белка, покажи,Как найти дорожкуК дедушке в сторожку?Учитель: «Очень просто, – сказала Белка. – Выполните задания, расскажу и покажу».4. Устный счет.Решение примеров на -2, +1 с помощью вееров (задание 5 со стр. 89 учебника).Проблемный вопрос:Верно ли, что среди ответов было число 7, но не было числа 6? (Нет.)Белочка юркая, успела прыгнуть и повесить задание. (Задание 6 со стр. 89 учебника.)Учитель: Назовите геометрические фигуры. Распределите эти фигуры на группы. (По форме – 3 группы, по цвету – 3 группы.)Проблемный вопрос:А можно ли по форме разбить на 2 группы? Как? (1-я группа – все многоугольники, 2-я группа – все круги.)5. Определение темы урока. Составление плана.Учитель: Белка подготовила еще задание, выполнив которое, вы сами определите тему нашего урока.Учитель вешает 3 картинки с грибами.Учитель: Рассмотрите рисунки на экране. По каким из них можно составить задачи?Ответы учеников.Учитель: Значит, тема нашего урока какая? (Составляем и решаем задачи.)Составьте эти две задачи для Белки. Решим устно.Беседа о съедобных грибах и несъедобных (кратко).Учитель: Давайте заранее определимся, как вы хотите работать, чтобы лучше закрепить тему: коллективно, индивидуально, в парах?Ответы учеников.Учитель: Что сказала Белка, оценив задания? Подготовленный ученик говорит за Белку: Правильно. Прыгайте с верхушки елки на кривую березку, с кривой березки – на верхушку дуба. С этого дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы, прыгайте! Учитель: Только по деревьям, ребята, мы прыгать… не умеем.6. Физминутка (музыкальная).Учитель: Встанем, отдохнем. Может, еще кого встретим… 7. Работа по теме урока.Учитель: А тут скачет Заяц. Спросим у него:Зайка, Зайка, расскажи,Зайка, Зайка, покажи,Как найти дорожкуК дедушке в сторожку? «В сторожку? – переспросил Заяц. – Нет ничего проще, но прежде выполните задания». Задание-вопрос от Зайца из корзины, написанное на морковке, читает ученик.Учитель: Из чего состоит задача? Памятка на экране: условие, вопрос, решение, ответ.8. Дифференцированная работа.Учитель: На экране перед вами картинки с задачами. (Задачи 3 со стр. 89 учебника). Составим задачи коллективно, а решим самостоятельно. Проверка решения: 3 + 3 = 6, 8 – 1 = 7. Проблемный вопрос: У Зайца в корзину входит 5 овощей, войдут эти? (6)9. Работа в тетрадях на печатной основе.Учитель: Следующие задания Зайца в тетради №2. Откройте тетрадь, назовите страницу с темой урока (31). №2. Читает ученик. Решение задачи запишем на доске и в тетрадях: 9 – 3 = 6. №3. Читает ученик. Рисуем фишками-кружочками: 4 – для груш, 3 – для бананов. Учитель: А сколько это – 3 и 4? (7). Сколько для яблок дорисовать, чтобы фруктов стало 11? Дорисуйте сами и вставьте число. С заданиями Зайца мы справились. И что же Заяц? Подготовленный ученик говорит за Зайца: Скачите прямо, будет пахнуть грибами. Потом заячьей капустой. Потом запахнет лисьей норой. Обскочите этот запах справа или слева. Чуть дальше попрыгайте, понюхайте и услышите запах дыма. Скачите прямо на него. Это дедушка-лесник самовар ставит.Учитель: Жалко, что носы, ребята, у нас не такие чуткие, как у Зайца. Придется еще кого-нибудь спросить.10. Физминутка.На офтальмотренажере (под медленную мелодию).11. Работа с таблицами на экране, в парах.Учитель: Навстречу нам приползла Улитка, спросим: Эй, Улитка, расскажи,Эй, Улитка, покажи,Как найти дорожкуК дедушке в сторожку?«Рассказывать до-о-олго, – вздохнула Улитка. – Но посмотрите на панно».По каким картинкам нельзя составить задачи? (О грушах, о птицах – нельзя.)А по каким картинкам можно?(О веточке, листьях, грибах, мальчике – можно.)Вы хорошо поработали коллективно, индивидуально, предлагаю работу в парах. Составьте одну из этих задач, обсудите в паре, а решение выложите на столе из цифр и знаков.А у доски в это время составят и выставят решения 4 ученика. Эти ученики шепчут учителю составленные задачи и решения. Учитель: Какие же задачи вы составили? Ученики рассказывают.Учитель: Проверим решения. Проблемный вопрос.Учитель: По каким рисункам можно было составить задачи, решив другим действием? (О листьях, грибах.) Как? Что же Улитка? Подготовленный ученик говорит за Улитку: По-о-олзите за мной, авось приползем.Учитель: Но некогда нам, Улитка, ползать. Лучше мы еще кого-нибудь спросим. И тут навстречу Пчелка. Мы с песенкой к ней:Пчелка, Пчелка, расскажи, Пчелка, Пчелка, покажи.Как найти дорожку К дедушке в сторожку?12. Работа по учебнику.«Откройте учебники, – сказала она, – на следующей странице». Какой? (88)Задача 1 (2) Зачитывает ученик: «В домике живут семеро козлят…»Учитель: Можно решить задачу по такому условию? (Нет.) Дополните.Ученики: Три козленка ушли на луг. Сколько козлят осталось в домике?Учитель: Модель решения перед вами. Как решить? (7 – 3 = 4)Задача 2 (читает учитель).Учитель: Можно будет приступить к решению? (Нет.) Почему? (Недостаточно данных.) Вставьте в окошко каждый свое число. Выложите решение из математического пенала самостоятельно. Зачитаем все решения. Проблемный вопрос: Могло ли остаться 10 груш?13. Итог урока.Учитель: У Пчелки такой вопрос: «Все ли задачи можно было решить?» (Нет.) «Почему?» (Недостаточно данных.) Могло быть неполное условие, не хватало чисел для решения, не было вопроса… Сделаем еще раз вывод. Задача состоит из чего? Ученики: Из условия, вопроса, решения и ответа.Подготовленный ученик говорит за Пчелку: Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Там и мои сестрицы. Мы дедушке на пасеку мед носим. Ж-ж-ж… Я ужасно тороплюсь!Учитель: А дорожка-то, оказывается, совсем рядом. А вон вдалеке и дом лесника. 14. Рефлексия.Учитель: Все виды деятельности мы осуществили?Ответы учеников. Учитель: Ребята, если вам понравился урок, поднимите зеленые квадратики. Если вам было трудно, вы что-то не поняли – квадратики красного цвета. Я довольна вашей работой и оцениваю ее так… (поднимает зеленый квадрат). Молодцы, спасибо!Ольга ТУТУКОВА, учитель начальных классов средней школы №234 ЗАТО Знаменск Астраханской области, учитель года Астраханской области-2013
Комментарии