Настоящей «фабрикой» педагогических звезд стала школа №70 города Тюмени. На пятнадцатом региональном конкурсе «Учитель года-2006» она отличилась уже в третий раз. На самом первом областном конкурсе в 1992 году победу одержала Лидия Русакова. Ныне она директор этой школы и обладательница титула «Лидер образования-2005». В 2004 году лучшим в Тюменском регионе был признан Владимир Некляев, учитель МХК, к тому же ее ученик. На недавно завершившемся конкурсе вновь победа достается их коллеге – учителю русского языка и литературы Ольге Ковалевой.
Тюменский вариант
Программы практически всех региональных конкурсов «Учитель года» включают в себя те испытания, которые задает им Всероссийский финал. Тюменцы не отошли от сложившейся модели, но в то же время предложили свой вариант, например, в судействе. Большое жюри состояло исключительно из гостей региона и в основном из победителей и финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года» прошлых лет. По мнению ректора Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО), автора идеи независимого жюри Ольги Ройтблат, – это наиболее объективный путь выбора лучшего из лучших, когда над тобой не довлеют никакие пристрастия и личные симпатии. Ведь не случайно говорят, большое видится на расстоянии.
А выбор «пятерки», первых трех мест и, наконец, победителя предстояло сделать из 19 учителей: опытных, молодых и совсем юных – с годичным педагогическим стажем (как, например, у Марины Зайцевой, учителя английского языка из Ялуторовска), и, безусловно, самобытных, творческих, не случайных людей в учительской профессии. Все они получили от губернатора денежные премии по 30 тысяч рублей (первые три места по 80, 60 и 40 тысяч рублей), ценные подарки от учредителей и организаторов конкурса: Департамента образования и науки, ТОГИРРО, областной организации Профсоюза работников образования Тюменской области, от депутатов Тюменской областной Думы, регионального представительства партии «Единая Россия», от многочисленных фирм и компаний.
На суперфинале свое мастерство демонстрировали Оксана Морозова, учитель музыки Ярковской средней школы, Алла Комарова, учитель начальных классов из Омутинского района, Ольга Долженко, учитель немецкого языка из Ишима, Ольга Пушнарева, учитель английского языка из тюменской гимназии №5, победительница городского конкурса, яркая, артистичная, с безупречным, по мнению специалистов, произношением и знанием языка, и Ольга Ковалева, филолог из 70-й школы, с тихим, но поражающим своей глубиной голосом, учитель, тонко и ненавязчиво ведущий детей к слову звучащему и слову написанному. Именно Ольге Анатольевне отдали предпочтение ученики, и оно совпало с решением Большого жюри. Победили неповторимость, мастерство, соединенное с уникальностью личности педагога. То самое, по Станиславскому «чуть-чуть», что отличает одного явного лидера от другого. Прочитав публичную лекцию Ольги Ковалевой, одно из конкурсных заданий на суперфинале, думаю, вы согласитесь с такой оценкой. А лекция была на сложную тему…
Что значит быть образованным человеком?
«Давным-давно, кажется, в прошлую пятницу жил на свете Винни-Пух…»
Для нас в прошлую пятницу начался конкурс «Учитель года». Признаем за совпадениями право называться закономерностями и на предложенный вопрос попытаемся найти ответ на страницах книги А.Милна «Винни-Пух и все-все-все».
Быть образованным – значит обладать знаниями, умениями, навыками; стать хорошим специалистом; быть человеком, хорошо понимающим происходящие мировые процессы? Первый образованный персонаж сказки – Сова.
«Сова, конечно, умела подписываться Сава, и даже умела писать слово суббота, так что вы понимали, что это не вторник. Кроме того, она умела читать, только если ей не заглядывали через плечо и не спрашивали «Ну, что там?» Да, она умела читать, но…» Другой образованный персонаж сказки – Кролик.
«- Кролик – он умный! – сказал Пух в раздумье.
– Да, – сказал Пятачок. – Кролик – он хитрый.
– У него настоящие Мозги.
– Да, – сказал Пятачок, – у него настоящие Мозги.
Наступило долгое молчание.
– Наверное, поэтому-то он никогда ничего не понимает!»
Но ведь наш читательский восторг вызывает другой персонаж сказки: в голове его опилки, и сам про себя он говорит: «Не то чтобы я умел думать, но иногда это на меня находит». Скромный Винни-Пух.
Итак, тема и книга.
Быть образованным – значит уметь преобразовывать пространство.
Для кого? Для друга, который вообразил себе, что умеет плавать, а сам, не понимая того, начинает тонуть.
Как? Действиями, жестами, словами.
Когда? Вовремя увидеть, что шнурок принадлежит твоему другу, более того, понять, что это его хвост и ему очень хотелось бы стать привязанным в буквальном смысле этого слова.
Так поведение Винни-Пуха становится примером поведения образованного человека.
Быть образованным – значит быть мудрым, уметь видеть мир с высоты, где сам себе кажешься тучкой, слышать действие слова во времени и пространстве. Иначе говоря, «позволять вещам находиться там, где им вздумается». Это, по мнению Винни-Пуха, лучший способ писать стихи. Интересное соответствие: образованный – мудрый – умеет писать стихи. Это тоже преобразование пространства, но уже силой Слова.
Быть образованным – значит обладать парадоксальным мышлением, например, в области поэзии.
«Но это не так-то легко, – сказал Винни-Пух про себя, продолжая глядеть на то, что некогда было Домом Совы. – Ведь Поэзия, Кричалки – это не такие вещи, которые вы находите, когда хотите, это вещи, которые находят на вас; и все, что вы можете сделать, – это пойти туда, где они могут вас найти».
Еще пример парадоксального мышления, которым, несомненно, обладает наш друг. Помните: Винни-Пух, Пятачок и Кролик заблудились и постоянно попадают не Домой, а в Ямку. Как найти Дом?
«Мы все время ищем Дом и не находим его. Вот я и думаю, что если мы будем искать эту Яму, то мы обязательно ее не найдем (Дальше нужно быть очень внимательным! – Прим. автора), потому что тогда мы, может быть, найдем то, чего мы как будто не ищем, а оно может оказаться тем, что мы на самом деле ищем».
Так поведение, образ жизни и мышления в очередной раз становятся примером для тех, кто хочет стать образованным.
Быть образованным – значит слышать тишину своего Дома. Чем заканчивается история заблудившихся друзей?
«Кролик фыркнул, чтобы показать, какой Пятачок глупый, и скрылся в тумане…
– Теперь, Пятачок, пойдем домой. У меня в буфете стоит двенадцать горшков с медом, и они уже очень давно зовут меня. Я не мог как следует расслышать их, потому что Кролик все время тараторил, но если все, кроме этих двенадцати горшков, будут молчать, то я думаю, Пятачок, я узнаю, откуда они меня зовут. Идем!»
Деятельный, мудрый, постоянно входящий в мир, чтобы вернуть хвост, сочинить песню про храброго друга, и непременно возвращающийся в тишину Своего Дома – такой Винни-Пух и все-все-все образованные люди.
Для меня будет честью (теперь вы понимаете почему) закончить свою речь словами Винни-Пуха:
Когда ж закончил я рассказ,
Спросили: – Как, и это все?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни се!
Но как хорошо наученный человек скажу сама: быть образованным – значит нести в мир свое культурное пространство. А оно, уважаемые слушатели, может быть сосредоточено в обычном глиняном горшке, в котором уже давно нет меда. Но… в него входит воздушный шарик вашего любимого размера и вашего любимого цвета».
Тюмень – Москва
Комментарии