Ученые Московского городского педагогического университета пришли к выводу, что начинающих педагогов от эмоционального выгорания и ухода из профессии можно защитить системой наставничества.
Специалисты МГПУ считают, что одним из факторов, формирующих профессиональную идентичность, является образ учителя в обществе. Итоги исследования ученые опубликовали в статье «Профессиональная идентичность начинающих учителей: обзор исследований».
Под профессиональной идентичностью понимают осознание себя как профессионала и члена профессиональной группы. Она предполагает определенное эмоциональное отношение к ней, личное отождествление себя со своим делом. Нередко молодые педагоги в начале своей деятельности понимают, что реальность отличается от их ожиданий. Профессиональная идентичность претерпевает так называемый «сдвиг», он приводит к желанию уйти из профессии.
Оказать сильное влияние на профессиональную идентичность может непривлекательный образ учителя в обществе либо в коллективе. Тогда у молодого педагога возникает внутренний кризис. Это непременно сказывается на школьниках: уверенный в своих силах педагог дает им гораздо больше.
Ученые МГПУ полагают, что нужно разработать специальную систему наставничества, чтобы формировать среди молодых учителей позитивную профессиональную идентичность. Так они будут защищены от эмоционального выгорания. По словам специалиста лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Натальи Жабиной, в нелегкие моменты наставник сможет объяснять ситуацию молодому педагогу, поможет осознать себя в качестве профессионала и преодолеть трудности. Важно исследовать профессиональную идентичность у начинающих учителей, это поможет разработать меры по сохранению в школах профессиональных педагогов.
В настоящий момент данная тема не исследована комплексно: пока нет общей терминологии, не выработан единый подход. Ученые МГПУ проанализировали и систематизировали публикации о профессиональной идентичности – в итоге сделали ключевые выводы и дали практические рекомендации.
Выяснилось, что профессиональная идентичность у будущих учителей формируется в процессе изучения специальных предметов, а также в начале трудовой деятельности. Как правило, у студентов 5 курса после прохождения практики профессиональная идентичность выражается более четко, чем у первокурсников.
На первых курсах идентичность тесно связана с романтическими представлениями о профессии из книг и фильмов. В первые годы работы такие иллюзии проходят, а новая идентичность не формируется. Ученые продолжат изучать феномен профессиональной идентичности начинающих педагогов, чтобы использовать результаты в практической работе учителей.
Комментарии