search
main
0

Как мы учимся любить родное

От «Яблочка» до морских узлов и спасения утопающих

Школьный музей – надежное и эффективное дополнительное учебное пособие к урокам и внеурочной деятельности. Использование ресурса музейной педагогики в рамках своей же школы позволяет активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, предусмотренную ФГОС. Важным условием создания такого педагогического пространства является конструктивное взаимодействие заинтересованного в таком сотрудничестве учителя и педагога-организатора школьного музея.

Хочу подчеркнуть: так как мы говорим о привлечении ресурсов школьного музея, то подразумевается осведомленность учителей школы хотя бы в общих чертах об имеющемся там экспонатном фонде, сложившихся экспозиционных узлах, ключевых программах экскурсий и занятий. При этом следует учитывать, что школьный музей в сравнении с ведомственными и другими гораздо более пластичен в формировании временных экспозиций, в том числе по запросу учителей к определенным темам уроков. Например, в одной параллели может быть 3-5 классов, и, соответственно, тематический урок в музее должен быть проведен для каждого из них, то есть трудозатраты по оформлению временной экспозиции или передвижной выставки по методике «Музей в чемодане» себя оправдывают.

Методика «Музей в чемодане», то есть мини-подборка музейных предметов, приносимая музейным педагогом в класс, обрела второе рождение в пандемийную эпоху. Помимо противоэпидемических решений такая форма работы экономит время, если на знакомство с музейными предметами отведен не весь урок, а выделено в плане урока определенное время. Не приходится решать организационные вопросы перемещения класса в музей и обратно.

Есть и еще одна форма взаимодействия учителя с школьным музеем – совместное оформление временной выставки в учебном кабинете. Недавно довелось наблюдать удивительную на первый взгляд подборку экспонатов. Ее собирали педагог-организатор музея и учитель изобразительного искусства, вдумчиво складывая шлем летчика времен Великой Отечественной войны и солдатскую фляжку из этой же экспозиции, затем почему-то огромный искусственный цветок, изображавший розу в полушуточной экспозиции «Пчелки», а дальше в дело пошел шарф из раздела «Рукоделие» и почему-то колодезное ведро из «Русской избы». Что это было? Оказывается, готовились иллюстрировать произведение, включенное в программу 6‑го класса, – «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

Мой опыт работы с классными проектами, в подготовку которых включен школьный музей, достаточно разнообразен. Это могут быть и краткосрочные проекты, связанные с определенными темами учебных предметов. Так, например, в 4‑м классе по технологии предусмотрена роспись ложки в стиле хохломы. В соответствии с ФГОС была создана такая педагогическая ситуация, при которой дети сами почувствовали потребность получить дополнительные сведения по истории данного народного промысла, технологии изготовления хохломской посуды. Для них не было секретом, что в школьном музее представлены не только сами предметы различных народных промыслов, но и сопутствующая литература. Вспомнить сразу, есть ли хохломские изделия, сколько их, есть ли книги именно о хохломе, не удалось. После уроков отправились «на разведку». Искали книги, а для этого надо было сообразить, в каком разделе библиотеки они могут быть. Так как для педагога-организатора музейно-библиотечного комплекса визит 4‑го «А» класса сюрпризом не был, то Людмила Юрьевна Скрипник активно включилась в процесс, лишь направляя поиск ребят, но не указывая точно полку и место. Конечно, четвероклассники уже опытные читатели, поэтому полки с художественной литературой и книгами по экологии обошли сразу, но посомневались: искать на стеллаже «История России» или «Беседы об искусстве».

Затем следующий шаг: уже изучив по иллюстрированным альбомам и детской научно-популярной литературе историю хохломского промысла, нашли и пристально рассматривали реальные предметы в данной технике. Некоторые образцы с разрешения музея временно переселились в класс. Все это помогло обучающимся создать не просто поделку-подражание, а действительно выполнить индивидуальный проект «Хохломская ложка» как часть общего коллективного проекта «Хохломская ярмарка», осознанно и продуктивно приобщившись к народному творчеству.

Помимо образовательных компетенций в таком подходе заложен и потенциал патриотического воспитания. Чем более глубокие и личностно пережитые познания получит ребенок на живом материале, имеющем прямое отношение к проявлениям культуры, истории своей страны, тем больше будет у него оснований уважать и ценить Россию и ее талантливый и трудолюбивый народ.

Еще более благодатными в плане патриотического воспитания являются долгосрочные творческие проекты в рамках внеурочной деятельности. Так, нынешние четвероклассники еще во 2‑м классе оказались вовлечены в проект «Море – детям, дети – морю», реализовываемый совместно с Морским центром ДОСААФ России. Проект затронул фактически все аспекты морского дела в доступном младшим школьникам формате – от танца «Яблочко» до морских узлов и спасения утопающих. В период пандемии эта деятельность перешла в интернет-формат эко­уроков «Путешествие на паруснике за комнатными растениями», а затем снова вернулась в школу.

Морская тематика так захватила класс, что, выбирая произведения Агнии Барто на конкурс по ее творчеству, мы в итоге успешно представили мини-постановку «Мы – моряки» по нескольким произведениям автора, объединенным темой морского дела. Это тоже стало поводом ознакомиться с фондами школьной библиотеки, выбрать нужный литературный материал, а затем освежить знания о морской форме, атрибутике, обратиться в музей за помощью, так как там мы получили необходимое оснащение для нашего выступления: бескозырки, макет кораблика. И, конечно же, такие проекты, связанные с детской художественной самодеятельностью, очень сближают детей.

На еще более серьезный этап освоения программы «Море -детям, дети – морю» мы поднялись, снова соединив внеурочную деятельность с изучением предмета, на этот раз окружающего мира. Макеты природных уголков северных широт к проекту «Наша Арктика» изготавливались на уроках технологии, основные знания черпались на уроках окружающего мира, а в рамках внеурочного взаимодействия со школьным музейно-библиотечным комплексом подбиралась дополнительная литература – от художественной (стихи, рассказы о Севере и его жителях, о животных Севера в родной природе и в Московском зоопарке) до серьезных изданий о русских мореплавателях-покорителях Арктики.

Таким образом, знания о природе Русской Арктики соединились в сознании школьников с чувством гордости за этот край, с пониманием вклада России и русских мореплавателей, ученых в ее открытие и освоение. Здесь же поднялся широкий круг вопросов. Это и экология природопользования данного региона, о чем сами дети в эссе к проекту указывали: «Нам жить и осваивать богатства России, и надо уже сейчас понимать их ценность и учиться беречь». И российская история мореплавания – подвиги исследователя полярных широт Семена Челюскина в XVIII веке, знаменитые экспедиции Григорий Яковлевич Седова, русского полярного исследователя Севера и картографа конца XIX века, который дважды зимовал со своим кораблем и экипажем во льдах, пытался пешком и на собаках достичь Северного полюса и скончался в пути. Советский исследователь Северного полюса дважды Герой Советского Союза контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин был не только начальником полярных станций в 1930‑е годы, но и применил в годы Великой Отечественной войны свои знания и опыт сопровождения кораблей в северных широтах.

Все эти факты очень важные кирпичики в формировании патриотизма не на уровне лозунгов, а на уровне принятия фактов настоящего величия деятельности людей и богатой разнообразием природы нашей страны.

Оксана КУЛИШ, учитель начальных классов школы №2101

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте