Умение рассуждать преград не знает
Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования. Оно открывает новые возможности, значительно расширяя информационное пространство и информационную сферу обучения.
Новизна опыта заключается в том, что практически выстроена система формирования творчески активной личности через развитие познавательной деятельности посредством современных информационных технологий. Составлена и апробирована рабочая программа курса дополнительного образования с применением дистанционных образовательных технологий «Знаток», основная цель которой – развитие личности ребенка через формирование умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения в условиях дистанционного обучения. Налажена работа с родителями в области применения современных информационных технологий; налажена работа по обучению учащегося, который находится за пределами страны. Использованы новые средства обмена информацией и методы преподавания, зависимые от конкретного способа передачи материала.
Важно усилить мотивацию
Одной из актуальных проблем является усиление мотивации учащихся к обучению. Эта проблема связана со спецификой дистанционного обучения, требующего сформированных навыков самостоятельной работы. У большинства школьников умение учиться самостоятельно отсутствует, и поэтому необходимы новые, творческие подходы к усилению мотивации учащихся.
Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют организовать дистанционное обучение по программам дополнительного образования, найти современные подходы к исследовательской деятельности обучающихся. Сохранение мотивации учащихся в процессе дистанционного обучения требует постоянной модернизации образовательных программ, систематической поддержки с помощью обновляемых автоматизированных систем и современных технологий, позволяющих организовать учебную и исследовательскую деятельность в комфортных для учащихся условиях.
Трудности в пути
Основные трудности, с которыми может столкнуться учитель-словесник на дистанционном обучении, заключаются в преподавании литературы. Литература – это прежде всего чтение, обсуждение произведения, живой диалог с учителем и одноклассниками, и вот этого живого общения, безусловно, не хватает. Можно организовать, например, проверку на знание текста с помощью теста, составленного учителем самостоятельно. Возможны как вопросы с выбором, так и творческие работы, в том числе мини-сочинения. Подобные тесты я использую уже давно. Результаты теста показывают, на что стоит обратить внимание при проведении следующего урока. Хорошо, если к подобным тестам учитель будет прикладывать пояснения (есть у заданий такая функция). Таким образом, мы не только проверяем, но и даем необходимый материал.
А что делать с изложениями, сочинениями, диктантами? На мой взгляд, работа с изложением дома – это очень хорошая тренировка. Прикрепите файл исходного текста, и пусть ученик поработает с ним. Только важно дать конкретные рекомендации по тексту, который мы хотим увидеть на выходе. Не важно, что это будут не два или три раза прочтения, предусмотренные экзаменом или методикой работы с изложением. Зато это будет активная работа с текстом, использование определенных техник. А значит, тренировка, которая поможет учащимся в дальнейшем. Словарные диктанты или выборочные тоже можно давать совершенно спокойно, важно только ограничить время выполнения. А вот сочинение можно принимать в качестве прикрепленного файла. Тем более это позволит учителю сразу проверить его на плагиат.
Вызов времени
К сожалению, в дистанционном обучении есть и минусы. Многодетные и учительские семьи, где родители сами являются учителями, оказались в неравных условиях: сразу всем детям организовать дистанционное обучение физически крайне сложно. В онлайн-уроке трудно включить всех учащихся в общее обсуждение, организовать диалог. Отсутствие у большинства педагогов реальной практики и умения строить онлайн-обучение. Сложность организации групповой работы, которая необходима для деятельностного образования.
Ввиду недостаточного опыта дистанционного обучения много времени приходится тратить на техническую организацию урока. На сегодняшний день объем материала меньше и качество онлайн-урока ниже, чем обычного школьного урока, проведенного в классе. Из дистанционного обучения практически вылетают гиперактивные дети.
Еще одним минусом являются односложные ответы учеников. Трудности в формировании связного монологического высказывания ученика. Преобладание текста-примитива. Нет гарантии самостоятельного выполнения/решения учебных заданий и задач. Очевидно, требуется сайт для управления процессом дистанционного обучения.
На мой взгляд, переход на дистанционное обучение – это вызов. Вызов не только учителям, которым может быть трудно уйти от привычной классно-урочной системы преподавания, но и ученикам, которые должны проявить максимум ответственности, собранности и силы воли.
Алена ТРУШАКИНА, учитель русского языка и литературы школы №89
Комментарии