Почему же мюзикл, да еще и в детском саду?! Такой вопрос наверняка может возникнуть у наших читателей. Постараемся ответить на него и еще раз мысленно пережить сложный, но очень интересный и захватывающий процесс его создания.
Мюзикл – одно из самых модных направлений современного музыкального театра, музыкально-сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусства. Мюзикл – это сокращенная форма понятий мusical comedy (музыкальная комедия) и мusical play (музыкальная пьеса, музыкальное представление). Сегодня мюзиклы ставятся на многих театральных площадках. Этот жанр – яркий, современный – не может оставить равнодушным ни взрослого, ни ребенка: интересные сюжеты, захватывающая музыка, необыкновенные танцы. Но как воплотить этот жанр в дошкольном учреждении? Как найти интересные детские сюжеты, оригинальную музыку, как перенести методы современной хореографии на сцену детского сада, как, наконец, заинтересовать самих детей идеей мюзикла?Ответ на многие наши вопросы мы нашли на курсах при МИОО, которые так и назывались – «Создание мюзикла». На них мы получили теоретические знания о возникновении этого жанра, просмотрели видеозаписи зарубежных мюзиклов, а также ознакомились с опытом работы московских педагогов, которые практиковали постановки уже известных мюзиклов в старших классах школы. В этот курс также входили и практические занятия, на которых нам преподавали современную и джазовую хореографию. Мы открыли для себя много интересного, нового, неожиданного по сравнению с рекомендованными программами музыкального воспитания дошкольников. Но так как реалии современного мира постоянно требуют привносить в свою профессиональную деятельность что-то новое, мы считаем необходимым обязательно знакомить детей с самыми яркими и лучшими образцами современного искусства.Получив определенные теоретические знания и практические навыки на курсах, мы и не думали, что так скоро возьмемся воплощать их в жизнь. Нас подтолкнул к идее создания собственного проекта сборник пьес Ирины Бодраченко. Свежие идеи, новые легкие шуточные сюжеты этого автора явились замечательным подспорьем для нас. Особенно нам понравилась пьеса «Непослушные котята». Прототипом наших котят стал известный бродвейский мюзикл «Кошки» Веберна. Яркие костюмы, грим, пластика настолько заинтересовали нас самих, что мы решились зажечь искорку любви и интереса к этой теме и в наших детях. Прежде чем начать разучивать наш мюзикл, мы показали ребятам небольшой фрагмент настоящего спектакля. Это вызвало огромный интерес: дети, не отрываясь, смотрели на взрослых артистов, их пластику, мимику, жесты, даже не замечая, что поют они на английском языке. После этого просмотра мы поняли – это будет интересно не только нам, но и детям.После этого встала задача подобрать музыку к спектаклю, которая была бы апробирована к детской аудитории. Эта проблема была решена с помощью композитора Сергея Потапова, для которого это тоже было своего рода экспериментом, так как музыка для дошкольников должна была отвечать определенным требованиям по диапазону, тесситуре, штриху, фразировке. Каждому персонажу в музыке к нашему спектаклю соответствует свой лейтмотив (например, папа Кот – это блюз; котята – рок-н-ролл, эстрадный марш; мама Кошка – регтайм), созвучный его характеру. В хоровых номерах использовалась также мелодекламация. Музыку для танцев мы подбирали, прослушав достаточное количество джазовых исполнителей. Сюда вошли треки, наиболее соответствующие характеру персонажей и развитию сюжетной линии. Особое внимание уделялось одной из основных составляющих жанра – движению с одновременным исполнением песен. Работа над пластикой и хореографией велась поэтапно. На первых занятиях мы все превращались в котят, вспоминали их повадки, поведение. Некоторые элементы родились в процессе нашей совместной импровизации, причем дети многое нам подсказали сами. Наши игры в кошек дошли до того, что даже после занятий наши «котята» ходили по коридору и по группе, не выходя из образа. При постановке танцев нам очень помогли навыки, полученные на курсах. Мы использовали «джазовую гамму», в основе которой все основные элементы постановки рук и ног в современной хореографии. Это и «джазовый уголок», «кик» ногой, повороты, шаг с носка с пристукиванием пятки, переменный шаг, шоссе. Одной из изюминок мюзикла стал, без сомнения, театр теней. Несмотря на кажущуюся легкость, эта задумка потребовала довольно сложных технических решений, которые были успешно реализованы. В танце мы предоставили детям полную свободу для импровизации. Сновидения, которые являлись котятам, вначале показывали в виде загадочных теней, превращавшихся то в солнце, то в большую птицу, то в зубастого крокодила. Потом тени становились более отчетливыми и, превращаясь в цветные сны, танцевали свой танец.Большое значение для успеха мюзикла имел правильный выбор исполнителей. На начальном этапе песни и танцы мы разучивали со всеми детьми. Уже в процессе работы стало ясно, кто настоящий котенок, кто сновидение, а кому можно доверить главную роль. Итогом этой работы стало выступление на сцене Московского дома учителя в «Истоках творчества». Дети словно забыли о том, что они выступают на сцене перед большим количеством зрителей, они держались как настоящие артисты. Словно в настоящем мюзикле, произошло чудесное перевоплощение детей в котят и других персонажей. Наградой маленьким артистам стали аплодисменты и слова восхищения от взрослой аудитории.Э.КУДРИНСКАЯ, Э.КРАЕВА, музыкальные руководители Ресурсного центра «В таланты с малых лет»
Комментарии