search
main
0

Как мы с Пушкиным на суде выступали и на балу танцевали…

Волшебный мир литературы

Стремительное развитие современной жизни выдвигает новые требования к образованию. Ученик, обладающий определенным набором знаний, умений, навыков по предметам, уступает место другому, владеющему кроме всего перечисленного еще и способностями нестандартно подходить к выполнению той или иной задачи, творчески реализовывать накопленный потенциал, стремительно приобретать единомышленников. Именно поэтому одной из главных целей современного образования является формирование установки на творческую деятельность.

На мой взгляд, данную цель особенно легко реализовать на уроках литературы. Обучая, мы воспитываем личность, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность – это человек, не боящийся мыслить и творчески выражать свою мысль.

Каждый учитель старательно и кропотливо ищет для себя наиболее оптимальные формы и методы работы. В рамках своей деятельности я обращаюсь к следующим методическим приемам: игра, театрализация, иллюстрирование, проектная деятельность.

Часто и с большим удовольствием мои ученики самостоятельно участвуют в играх по предложенным мной или собственным сценариям. На уроках участники узнают литературного героя по вещи, предмету, угадывают, что находится в «черном ящике», на основе фрагмента литературного текста создают карту передвижения героев и многое другое. Участвуя в проектной деятельности, они создают творческие продукты, применимые на уроках литературы: иллюстрированные альманахи, карты-квесты, сборники стихотворений.

Одним из любимейших занятий моих учеников на уроках литературы стала театрализация. Особое внимание мы совместно с ребятами уделяем подготовке каждого этапа – актерского, режиссерского, оформительского и, наконец, самой инсценировке.

Так, изучив произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка», восьмиклассники с большим азартом и любопытством подготовили и провели творческий урок-инсценировку «Дело Емельяна Пугачева». На 45 минут учебный кабинет превратился в зал судебного заседания, на котором были заслушаны показания свидетелей – героев романа, обвинения прокурора, оправдательная речь адвоката и вердикт присяжных заседателей.

Каждый ученик старательно и убедительно играл отведенную ему роль, поэтому урок получился увлекательным для каждого. Позже мы с ребятами посмотрели постановку по произведению в одном из столичных театров и провели сравнительный анализ работы режиссерской, актерской, оформительской групп театра и класса. Следует отметить, что такая аналитическая деятельность позволяет ребятам правильнее планировать деятельность, расширять круг идей.

Проводя уроки литературы, не забываю и о метапредметных связях. История соседствует с нами: часто с ребятами мы выбираемся на экскурсии в музей-усадьбу «Остафьево», расположенную неподалеку. Это удивительное место, вскормившее многих литературных гениев: П.А.Вяземского, Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, Е.А.Баратынского.

В июне 2019 года совместно со школьным музеем в усадьбе был проведен Пушкинский бал, закруживший в вихре мазурки и самого Александра Сергеевича, и его героев: Алеко, Земфиру, Онегина, Ленского, Лариных… Сойдя со страниц поэм и романов, они спорили, шутили, философствовали. Завершился бал дуэлью, но она оказалась сном, в котором Пушкин был спасен.

И сценарий, и исторические танцы, и костюмы ребята создавали самостоятельно: изучали архивные документы, музыкальные произведения, иллюстрации. На час в усадьбе умолк шумный XXI век, уступив место трепетному вальсу и кокетливой польке века XIX. Творческий тандем истории и литературы покорил сердца зрителей.

Преподавание литературы дает нам, учителям, благодатную почву для взращивания доброго и вечного. Каждый ученик, на мой взгляд, способен стать частью творческого дела. Однажды меня тронули слова любимого многими учениками французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». Эти пронизанные болью слова как будто обращены к каждому учителю. А ведь все, что нужно для успешного проявления ученических дарований, – умелое руководство со стороны взрослых.

Елена БАШКАТОВА, учитель русского языка и литературы школы №2109

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте