Одной из самых серьезных проблем в учебе моего ребенка была его неспособность сосредоточиться во время приготовления домашних заданий. Я какое-то время понаблюдал за ним, поговорил с родителями одноклассников и убедился, что многие дети часто не имеют понятия о том, как пользоваться учебниками, особенно в точных науках, как, например, математика. Обычно школьники работали таким образом: прочитывали один-два раза главу в книге, и у них создавалось ложное представление, что они уже все поняли. Последующие попытки самостоятельного решения математических задач обычно заканчивались неудачей. Времени расходовалось много, а результаты были плачевными. Для искоренения этого я использовал несколько методов.
Во-первых, я понял, что у моего ребенка не сформирован навык самостоятельной работы с книгой. Поэтому мы с женой решили поочередно присутствовать при приготовлении домашнего задания. Это уже дисциплинировало само по себе.
Во-вторых, я попросил ребенка, чтобы весь материал прочитывался вслух. От этого уходила сонливость и расслабленность – частые помехи при приготовлении уроков, а к запоминанию подключались и зрительная, и слуховая память.
Известно, что в решении интеллектуальных задач ведущую роль играет подсознание. А для того чтобы заложить в него нужную информацию (в нашем случае – условие задачи), требуются многократные повторы. Поэтому чтение вслух продолжалось до тех пор, пока ребенок не мог самостоятельно пересказать, а еще лучше – изложить параграф письменно.
После того как я убеждался, что теоретический материал освоен, мы переходили к решению задач. Здесь использовались те же методы: чтение условия задачи вслух. Я исходил из того, что решение задачи возможно только при детальном знании ее условия.
Поначалу ребенок торопился, желая побыстрее разделаться с нудным и неинтересным занятием, и повторение доходило до 10 раз. Но постепенно, убедившись, что только медленное, вдумчивое отношение к чтению позволяет экономить время, сократил количество повторов до 2-4 раз.
Весь ход решения задачи я также просил произносить вслух и обязательно объяснять, почему ребенок выбрал тот или иной способ решения. В результате выявлялось, что он не понял из теоретического материала.
Все задачи решались сначала в черновике, после чего переписывались начисто.
Чтобы не превращать домашнее задание в пытку, я каждые полчаса делал перерыв с физической разминкой.
Метод чтения вслух я с успехом использовал и при подготовке домашнего задания по другим предметам. Поначалу мой ребенок с негодованием реагировал на такой способ изучения. Были и крики, и слезы. И все-таки примерно через полгода этот метод стал привычным, время на выполнение домашней работы сократилось почти вдвое, а ребенок из числа отстающих вошел в пятерку лучших учеников школы.
Люберцы, Московская область
Комментарии