О слабой учебной мотивации современных подростков было сказано немало, это одна из главных проблем современного образования. Нынешние школьники гораздо больше увлечены компьютерными играми, музыкой, кинофильмами и времяпрепровождением в кафе, нежели учебой. Но почему бы не воспользоваться их увлечением, к примеру, компьютером, для того чтобы заинтересовать школьников учебой?
Сегодня уже существует немало сетевых образовательных ресурсов, призванных помочь учителю вовлечь учеников в учебу, поднять их уровень мотивации, активизировать урочную и внеурочную деятельность при помощи «любимой игрушки» современного подростка – компьютера. Наиболее интересными я считаю те сетевые образовательные ресурсы, которые основаны на игровых технологиях. Человек в любом возрасте остается в душе ребенком, будь ему 5, 15 или даже 45 лет, а потому играет всю свою жизнь.On-line-игры дают неограниченные возможности в обучении. Моим любимым сайтом для создания подобных игр стал сайт Quizlet.com. Он очень прост в использовании, дает возможность вводить вопросы в любом формате, а самое главное – использовать один и тот же ответ в рамках одного сета неограниченное количество раз (это просто необходимо при создании сетов по литературным произведениям). Кстати, сайт совершенно бесплатный, поэтому остается только зарегистрироваться. Ученики могут тренироваться на нем даже без регистрации, однако, если учитель захочет контролировать их активность, он может попросить их зарегистрироваться и вступить в его группу (у меня все группы называются по номеру класса: 11а, 9). Раз в один-два месяца я ставлю детям пятерки за активность и за лидерство в сетах.Оn-line-игры наиболее результативны во внеурочной деятельности. Мы часто даем ученикам задание подготовить какую-либо тему по специально созданному сету, в чем же отличие такой подготовки от традиционной? Дело в том, что слабо мотивированный учащийся, получив задание подготовиться к опросу или к работе на определенную тему, часто рассуждает следующим образом: «Тема очень объемная. Я не знаю, какие вопросы мне зададут. Выучить все – нужно много времени и сил, нет никакой гарантии, что я получу хорошую оценку. Следовательно, лучше я ничего делать не буду». Если же ребенок видит в сете конкретные вопросы и ответы на них, даже осознавая, что они могут быть сформулированы несколько иначе, он рассуждает уже иначе: «Я точно знаю, о чем меня спросят. Я знаю ответы на все вопросы. Если я поиграю (а я люблю играть) в эти игры, не только приятно проведу время, но и получу возможность хорошо написать работу. Следовательно, да здравствует игра!» Оn-line-игры хороши также тем, что позволяют тренировать различные компетенции: орфографическую зоркость (если ввести слово неправильно, компьютер его не засчитывает), внимательность, мелкую моторику руки, быстроту мышления, с их помощью можно развивать словарный запас ученика, вводя, например, в качестве вопросов лексическое значение редких слов (сибарит, гедонизм). Чтобы вбить правильный ответ, нужно выучить эти редкие слова и их написание. Такие игры позволяют тренировать как теоретический, так и практический материал. Это очень удобно при дистанционном обучении, в котором зачастую нуждаются учащиеся, вынужденные в течение длительного времени пропускать уроки по причине болезни, отъезда. Поиграв на сайте, дети даже после длительной болезни чувствуют себя на уроках уверенно, что сразу создает для них ситуацию успеха, что, безусловно, очень важно и для самого ученика, и для учителя.Очень полезны оn-line-игры и на уроках. Если у вас в кабинете есть интерактивная доска, можно вывести на нее нужный сет и работать на уроке. Это позволяет, во-первых, сэкономить бумагу и картридж (что часто немаловажно), во-вторых, в работу оказываются вовлечены все ребята. За активную работу на подобных уроках обязательно выставляют оценки, поэтому многие слабо мотивированные ученики часто буквально выучивают наизусть сеты и чувствуют себя на таких уроках королями.Я часто использую возможности, предоставляемые сайтом, для создания тестов и самостоятельных работ. Кнопка «распечатать» позволяет либо распечатать неограниченное количество разных вариантов тестов, либо создать карточки, из которых потом очень удобно сформировать нужное вам количество вариантов для самостоятельной или контрольной работы. Для этого создаю карточки, выбрав режим «на одной стороне определение (вопрос), на другой – термин (ответ)», открываю формат PDF, копирую только вопросы, формирую работу.Теперь поговорим об использовании оn-line-игр на уроках русского языка. Все сеты, созданные нами, можно условно разделить на несколько групп.Сеты для отработки определенной орфограммы.Вопрос: какая гласная пропущена в слове ВЫР…СЛИ? Ответ: О.Сеты для отработки теории русского языка.Вопрос: на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? Ответ: падежные вопросы.Сеты, в которых решают задания из Открытого банка заданий ГИА и ЕГЭ.Вопрос: какие цифры обозначают запятые при вводном слове? (далее дается отрывок текста). Ответ: 4, 5.Очень удобны сеты, позволяющие подготовить задание А1 ЕГЭ (орфоэпия). В эти сеты мы переводим орфоэпический словник, в нем более 100 слов, из которых и будет составлено задание А1. Согласитесь, для ребенка очень тяжело сесть и выучить по листочку произношение такого количества слов, а сделать это в виде игры гораздо проще и интереснее. Система создания сета очень проста: если в слове, к примеру, 1 звук «а», в качестве ответа пишем «а», если звуков «а» более одного, указываем номер ударного звука, например, «2а».Создание сетов по литературе требует большого количества усилий, однако усилия эти окупаются. Мои ученики неоднократно говорили мне, что такая форма изучения произведения очень удобна. Помню, как однажды, когда мы занимались в кабинете информатики и часть урока играли в игру, созданную по роману Тургенева «Отцы и дети», один из учеников, скажем так, не очень увлекающийся чтением литературы вообще, долго боролся за лидерство в сете (это победа в какой-то из игр). В конце урока он подошел ко мне и сказал, что давно не получал такого количества адреналина.Как лучше создавать сами игры? Я пробовала разные варианты, самым продуктивным оказался такой: открываете в Интернете текст произведения, читаете (да, придется все это перечитать), подбираете нужную вам цитату, копируете ее в вопросы, формулируете сам вопрос, записываете ответ. Ответ лучше всего писать кратко, чтобы у детей была возможность не только использовать режимы «Учить», «Тесты», «Флеш-карты», но и играть в игры. Если вам важно обратить их внимание на большую по объему цитату, просто найдите в ней ключевое слово, пропустите его в тексте и забейте в качестве ответа. Вопрос формулируется так: «Какое слово в реплике героя пропущено?»Когда мы только начинаем изучать произведение, я создаю сет, в котором даю краткие характеристики героев, а в качестве ответов – их имена. Это очень удобно при изучении драматических произведений, поскольку детям обычно довольно тяжело выучить список действующих лиц, в формате игры это сделать гораздо легче и приятнее.После примерно года работы с сайтом я провела анализ различных видов самостоятельных и контрольных работ, подготовку к которым вела традиционным способом и при помощи сетов на Quizlet.com. Анализ показал, что уровень обученности при работе на сайте практически всегда 100%, а уровень качества колеблется в рамках 75-90%.Я работаю с сайтом Quizlet уже 3 года. На сегодняшний день я создала 97 сетов, в которые забиты 4999 терминов (вопросов), в том числе есть отдельные группы для отработки теории и заданий ГИА и ЕГЭ. Все сеты открыты, поэтому ими может воспользоваться любой желающий. Для этого нужно найти мой аккаунт alena1234 на сайте. Буду очень рада, если моя работа поможет другим учителям.Алла ДОВЫДОВА, учитель школы №1234
Комментарии