search
main
0

Как много нам открытий дивных дает региональный мониторинг

Марьяна БЕЗРУКИХ, член-корреспондент РАО:

– Когда мы говорим, что ситуация со здоровьем детей критическая, то основываемся, как правило, на данных, полученных в мегаполисе. Но ни для кого не секрет, что в мегаполисе – одна специфика жизни, а в регионах – другая. Прояснить картину нам помог мониторинг состояния здоровья школьников, проведенный в регионах в рамках большой программы Минобразования РФ. Напомню, что некоторые полученные данные “Учительская газета” уже опубликовала в специальном выпуске “Модернизация: шаг в будущее” (N 11-12, 18 марта 2003 г.).
Таких масштабных исследований (76 регионов, 1500 школ) за последние 60 лет не проводил никто и никогда. Причем для исследования мы использовали те медицинские карты, которые есть в каждой школе, отбирая данные только об учениках первых и десятых классов. Что нас насторожило, так это показатели состояния нервной системы. По всем данным, мы имеем рост пограничных нарушений нервной системы школьников, но если в медкартах первоклассников какие-то данные есть, то в картах десятиклассников они вообще отсутствуют. Учебные нагрузки влияют на состояние здоровья школьников, прежде всего на состояние нервной системы, на комплекс соматических заболеваний. Но в медкартах такой графы нет, детский психоневролог не обследует ребенка, медико-педагогические комиссии, которые должны осматривать его перед поступлением в школу, есть не во всех регионах, хотя такие осмотры должны быть обязательными. Пока все зависит от того, обращается родитель ребенка с пограничными нарушениями психического здоровья к врачу или нет. Но, как правило, это происходит только тогда, когда ребенок заикается, когда у него энурез и так далее. А вот когда он плохо спит, когда у него неадекватные реакции (то слезы, то безудержный смех), когда он жалуется на боль в животе или головную боль, когда беспричинно капризничает, никто на это серьезного внимания не обращает. В медкарте данных об этом нет, а если даже и есть, то обычный учитель или учитель физкультуры все это в своей работе никак не учитывает. Я много лет консультирую детей с проблемами, но в последние два-три года обратила внимание на то, что дети с дисфункциями в развитии мозга занимаются различными видами единоборств, получают силовые, причем мощностные, нагрузки в довольно раннем возрасте. Это значит, что педиатр, дающий справку, позволяющую принять ребенка в секцию, многого о нем не знает, а тот, кто работает с ним в секциях, спокойно относится к состоянию здоровья питомца, не ощущая ответственности за его здоровье. Учителя физкультуры, тренеры дают ребенку определенную учебную нагрузку, априори рассчитывая на способности ребенка к интенсивной работе. Родители знают на 20-30 процентов больше педагогов о здоровье ребенка, но эти данные очень часто остаются при них.
В ходе мониторинга мы посмотрели, насколько активно ведется в школах физкультурно-оздоровительная работа. На первый взгляд все хорошо, 90 процентов школ имеют спортивные секции, 100 процентов детей охвачены физкультурной работой на уроках, проводятся Дни здоровья, соревнования, спартакиады и т.д. Но пока никто не оценивает, насколько это все полезно для детей, для их здоровья, что изменят три урока физкультуры в неделю, будут ли они благом или создадут проблемы. Нет сомнения, что двигательная нагрузка нужна ученику каждодневно, вопрос в том, какими должны быть формы этой двигательной активности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте