Педагогический стаж Игоря Волкова – 39 лет, 30 из них он проработал в реутовской школе №2. Все годы Волков занимался развитием индивидуальных способностей учащихся, приобщая их к многосторонней творческой деятельности.
Игорю Павловичу везло на руководителей школ, с которыми приходилось работать. Он создал в Никольской школе оркестр народных инструментов, занимался со старшеклассниками штангой, организовал писательский кружок. И в 1961 году, придя в реутовскую «школу Золотовицкого», он получил полную поддержку любого своего начинания.
В результате педагогического поиска в 1967 году им была создана оригинальная система работы школы, автоматически решающая целый комплекс учебно-воспитательных задач, главные из которых: обучение школьников в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями, возможностями; усиление эффективности обучения; достаточно ранняя профориентация; развитие творческих способностей; подготовка к трудовой деятельности широкого профиля; полезное использование свободного времени.
Суть системы заключается в следующем. Параллельно с изучением единой для всех школьной программы ученики создают нечто сами и работы свои регистрируют в «Творческой книжке школьника», документе, который выдается по окончании школы вместе с аттестатом об образовании и, по замыслу, имеет юридическую силу при поступлении на работу или дальнейшую учебу. Прилагаемая характеристика, основанная на анализе деятельности ребенка, позволяет судить о потенциальных возможностях выпускника.
Дети узнавали первоначальные навыки самостоятельности и творчества еще в младших классах. Разработанная новая форма внеклассной работы – творческая комната – позволяла любому ученику любого возраста, любого уровня развития и в любое время года прийти и установить свой собственный ритм. За год через творческую комнату проходило до 200 учеников, в день собиралось по 30-40 человек – ребятам нравилась возможность реально создавать собственные духовные ценности!
И на уроках творчества, и в художественной студии применялся алгоритмизированный подход, когда в головку ребенка закладывались не какие-то абстрактные знания, а он обучался решать конкретные задачи. К ним дается информационное и исполнительское обеспечение, какое мы заложили бы в машину, подсознание, переработав данные, мгновенно выдает ответ «как». Сложность вопроса не имела значения, единственное условие, конечно, чтобы он был в пределах изученного материала. Таким образом, Игорь Павлович еще в 1990 году ввел и научно обосновал понятие «человек-компьютер».
В помощь педагогам Волков разработал методику проектирования процессов обучения в соответствии с заранее заданным конечным эффектом. По этой проблеме он вел курсы в институте усовершенствования учителей.
Ценно то, что Игорь Павлович не только разработал систему, вел по ней многолетнюю непрерывную работу, но и на примере своих выпускников проследил, какие результаты она дала. Он выявил, что его программа вырабатывает высокую приспособляемость к видам труда, ранее в практике учащегося не встречавшимся. Его выпускники достигали в профессиональной деятельности высшей квалификации уже в 22 – 27 лет!
Волков умер в 1999 году. Остались книги, статьи о нем в газетах и журналах, телесюжеты, воспоминания. Остались его ученики, его идеи. Можно с уверенностью сказать, что Игорь Павлович обогнал свое время. Его идеи современны сегодня, а некоторым предстоит раскрыться со всей полнотой в будущем. Оценивая со стороны все, что ему удалось сделать, поражаешься, как много можно успеть за одну жизнь!
Комментарии