search
main
0

Как Максим с президентом встретился. Школьники творчески рассказали об Основном законе страны

Завершился Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции РФ. Одна из номинаций конкурса, в оценке материалов которой я выступила в качестве эксперта, называлась «Рассказ». Ребятам нужно было рассказать о Конституции РФ в художественной форме. Живо, интересно, ярким, выразительным языком. Необходимо было выполнить все требования, предъявляемые к этому жанру: придумать сюжет и завязку к нему, показать, как он развивается, затем изобразить кульминацию и развязку. Скажу сразу, большинство участников справились с этой задачей. Приятно поразила их смелость и богатая фантазия, неожиданные повороты в повествовании. И умение при этом не отступить от главной темы конкурса.

Поиски победителя в этой номинации оказались довольно трудными. Претендентов было немало. При определении лучших счет шел на «миллиграммы». Следует сказать, что работы, присланные из отдаленных сел, были сделаны талантливо и по существу не отличались от тех, авторами которых были ребята из больших городов.Многие рассказы были написаны пятиклассниками, меньшая часть – учениками 6-х и 7-х классов. Ребята отнеслись к заданию со всей серьезностью, глубоко, обдуманно и, я сказала бы, с уже осознанным гражданским чувством.Шестиклассница Лиза Харламова из села Турань Ветлужского района Нижегородской области описала прямо-таки эпическую историю: «Было это давненько, когда я была еще совсем маленькой. Лет тогда мне было совсем немного, где-нибудь пять, а может, шесть. И вот однажды, когда я пошла выбирать сказку, которую прочитала бы мне мама, мой взгляд упал на совсем тоненькую книжечку, с яркой обложкой с бело-сине-красными полосами. Взяв ее в руки, я заметила, что в ней совсем нет картинок, только изображение двуглавого орла в прямоугольном щите. Умея немножко читать, я с трудом прочитала на обложке «Конституция». Слово для меня было незнакомо, я и пошла к маме. – Конституция, – объяснила мне мама, – это основной закон для всех граждан нашей страны. – А кто такой гражданин? – спросила я. Мама объяснила мне, что полноправным гражданином нашего государства становятся с рождения. С первых минут жизни человек имеет свои права. И не важно, какой цвет кожи у людей, какой они национальности, из какой они семьи, богаты или бедны – у всех граждан есть равные права».Было несколько фантастических произведений, причем ребята придумывают оригинальные, неожиданные сюжеты. Эти фантазии уносят ребят на другие планеты или же они встречаются с пришельцами на Земле. Вот и победитель в этой номинации Максим Иванов из города Нея Костромской области назвал свой рассказ «Неожиданная встреча, или Поучительный сон». Главным героем – неучем и лентяем – изобразил он самого себя. Мальчик неожиданно заснул на уроке обществознания. И снится ему, что за систематические опоздания и прогулы, за лень и двойки его выгнали из школы. Сама директор школы Ольга Сергеевна говорит ему: «Иди-ка ты в частную школу». И все его гонят, как лентяя, и никто не хочет ему помочь. Вдруг он видит: приближается к нему группа охранников, а в центре человек с собакой. И больно уж знакомым показалось его лицо Максиму: «Точно. Портрет этого человека висит в кабинете истории». Узнал в нем мальчик не кого-нибудь, а самого Президента России Путина Владимира Владимировича. Подошел к нему президент и спрашивает: – Здравствуй, мальчик. Ты почему не в школе? Ведь в это время все ученики сидят за партами. Поведал тогда ему Максим всю свою историю. Правда, промолчал о том, что он лентяй и прогульщик. Усмехнулся Владимир Владимирович: – Максим, ты не знаешь своих прав и обязанностей, прописанных в Конституции России. Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.Стыдно стало Максиму, покраснел он до корней волос: как признаться президенту, что эту тему, как и другие важные темы на уроках обществознания, он проспал. А глава государства все понял. Взял он нерадивого ученика за руку и повел в школу. Привел на урок, посадил за парту… – В соответствии с Конституцией гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Российской Федерации, – учительница заканчивала урок. – Иванов! Ты опять спишь?- А где Путин? – удивленно спросил проснувшийся Максим. Класс взорвался дружным хохотом.Прозвенел звонок с последнего урока. Мальчишки и девчонки побежали домой. И только Максим Иванов отправился в библиотеку, решив подробно изучить Конституцию. Он понял, что знать свои конституционные права и обязанности необходимо каждому, независимо от возраста. Вадим Таров, ученик 6-го класса школы №1 имени М.М.Пришвина города Ельца Липецкой области, использовал похожий сюжет, но еще более фантастический. Герою рассказа Коле Чижикову задали изучить вторую главу Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», в которой 48 статей. Учил-учил и заснул. И снится ему сон. Он вышел из дома и увидел, как приземлился космический корабль.С удовольствием цитирую рассказ:«Прямо на него двигалась группа пришельцев. Мальчик замер на месте, боясь пошевелиться. – Приветствуем тебя, житель планеты Земля. Мы прилетели на вашу планету из соседней галактики, чтобы познакомиться с ее жителями, которым еще не исполнилось 18 лет. Скажи, землянин, как тебя зовут и сколько тебе лет. – Меня зовут Коля, мне 12 лет, я учусь в шестом классе, – ответил потрясенный происходящим Чижиков. Было заметно, что пришельцы озадачены ответом. Они о чем-то перешептывались в течение минуты.- О, Коля, ты, вероятно, очень знатен и богат, если учишься в школе. На нашей планете только знатные и богатые могут получить образование. – Нет, я самый обыкновенный школьник, – ответил Коля. – В нашей стране каждый гражданин имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования». Как видно из ответа, мальчик воспользовался знаниями, полученными при выполнении домашнего задания по изучению Конституции РФ. Он просто процитировал 43-ю статью Основного закона. Так автор рассказа в занимательной форме не только показал знание предмета, но и остроумно провел сравнение законов демократического и авторитарного общества.Илья Ванюхин из Коврова Владимирской области (он занял второе место) прислал рассказ «Конституция и кот Кузька». Это уже не фантастика, а реальная жизнь. У одного мальчика был кот Кузя. Однажды тот пропал, и он увидел его на чужом балконе… Мальчик по пожарной лестнице проник на чужой балкон, нечаянно разбил горшки с цветами… В общем, пришлось объясняться с хозяином и выяснять права каждого. Мальчик получил урок гражданских прав. Когда граждане знают свои права и уважают их, то в обществе наступает согласие.Свой рассказ семиклассница Айшат Чотчаева из Черкесска Карачаево-Черкесской Республики (третье место) начинает с сообщения своей бабушке о том, что она получила паспорт. Это завязка. Бабушка посмотрела паспорт, текст Конституции РФ (брошюру подарили девочке при вручении паспорта), и ее глаза наполнились слезами. Она вспомнила, как в 1943 году ее народ выселили с родной земли и отправили в Киргизию. Условия жизни были очень тяжелые, каждый день взрослые и дети работали. Бабушке тогда было 14 лет. В местной школе она не училась, потому что была дочерью репрессированных. Ей помог учитель Степан Ильич. Сославшись на Конституцию СССР, гарантировавшую право всех детей на образование, он настоял, чтобы ей разрешили ходить в школу. А через пять лет девочка получила паспорт и стала полноправной гражданкой СССР. Ее перестали считать дочерью «врагов» народа.Этот рассказ основан на реальных событиях.Виолетта Дойжа из Мурманска (также третье место) назвала свой рассказ «Друг мой, Петька!». Пятиклассник Петька обещал друзьям на спор выучить всю Конституцию РФ наизусть. И к месту и не к месту цитировал ее статьи. Его даже прозвали Петька – закон и порядок! Однажды ему дома не разрешили идти гулять, потому что не выучил уроки. И тогда мальчик сказал отцу: «В 22-й статье Конституции сказано: каждый имеет право на свободу». В другой раз уронил Петька в классе горшок с цветами. Учительница попросила убрать мусор, а Петька в ответ: «Вы нарушаете 37-ю статью Конституции РФ: принудительный труд запрещен в стране». Вызвали подростка на уроке литературы прочитать стихотворение, которое задавали учить, а он не знал. Учительница поставила ему двойку и сказала: «Никакой надежды на тебя нет!» А Петька возмутился: «В 21-й статье Конституции РФ сказано, что достоинство личности охраняется законом. А вы меня позорите перед всем классом». Петька хорошо знал свои права, но забывал об обязанностях.И одноклассница, автор рассказа, решила его наказать. Когда на контрольной по математике он, как обычно, попросил дать списать, она сказала: «Интеллектуальная собственность охраняется законом. Я не могу его нарушать».Я с трудом оторвалась от этих и других рассказов о Конституции РФ. Они притягивают своей искренностью и непосредственностью, и закрываешь их с радостным чувством: как много у нас думающих, талантливых ребят! Что же касается главной темы рассказов – Конституции РФ, то юные авторы показали глубокое знание и понимание ее статей, умение раскрыть их суть, а не просто процитировать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте