Мы сформулировали систему педагогических аксиом: Любовь воспитывается любовью. Доброта воспитывается добротой. Честность воспитывается честностью. Духовность воспитывается духовностью. Нравственность воспитывается нравственностью.
Мы готовили и учили учителей, но учились и сами. Я упорно упражнял себя в общении с детьми разного школьного возраста, совершенствовал свое искусство ведения уроков.Дети экспериментальных классов – их было несколько тысяч – все больше и больше радовали нас: специальные опыты и общие наблюдения подтверждали воспитанность детей в духе благородства, развитые способности и глубокие познания.Мы каждый год меняли программы – расширяли, дополняли, ибо этого требовали все более возросшие способности и интересы детей. В своем свободном творчестве учителя фейерверком открывали новые способы и приемы, что их воодушевляло.Но самым большим достижением этого периода было не то, что власть начала относиться к нам лояльно и даже с интересом, а то, что мы подтвердили для себя истинность мудрости Иоганна Генриха Песталоцци: «В любви Ребенок находит вдвое больше источников роста».Наконец мы открыли эту тайну, но она оказалась вовсе не тайной, а хорошо забытой старой истиной. Тайна умещается в одно прекрасное слово – Жизнь.Перед нами засияла мысль Константина Дмитриевича Ушинского: «…не нужно забывать, что дитя не только готовится к жизни, но уже живет; а это очень часто забывается как родителями, так и посторонними воспитателями и школой, а эта забытая, непризнанная жизнь ребенка напоминает о себе теми прискорбными извращениями в характере и наклонностях, о которых воспитатель не знает, откуда они взялись, так как он сеял, кажется, только одно хорошее; но эти слабые семена заглохли, подавляемые роскошным ростом других растений, которые сеяла жизнь и жадно воспринимала душа дитяти, подобная сильной и богатой почве, которая, если ей не дадут возможности произвести пшеницу, будет производить бурьян, – но непременно будет производить».Из этого мы сделали вывод: значит, педагогический процесс со всеми действующими в нем условиями должен предоставлять Ребенку Жизнь, то есть педагогический процесс сам должен стать Жизнью. И тогда Жизнь сама направит Ребенка, кого и что любить, к чему стремиться; она сама зародит в нем мотивы, разовьет чувства, будет утончать мысль; она сама пробудит в нем способности, возможности, задатки и таланты.И какая должна быть эта Жизнь? Всякая?Нет, детям не нужна всякая жизнь. Есть Жизнь, которая возвышает человеческую сущность, а потом сама человеческая сущность начнет возвышать Жизнь. Но есть жизнь, которая унижает человека, разрушает его, и потому в дальнейшем он сам будет прилагать усилия разрушить и унизить жизнь.Детям нужна одухотворяющая Жизнь, им нужна Жизнь, которая вмещает в себя все воспитание, все образование, все обучение, все развитие как свое естество. Это так же естестенно, как для Жизни естественны биение сердца, общение человека с человеком, любовь…Благая Весть о ЛюбвиМеня всегда что-то тянуло к Святым Писаниям.Может быть, потому, что они были запретными плодами моего детства? Может быть, потому, что я помнил, как тайком крестили меня, семилетнего, в Цинандальской Церквушке? Молитвы бабушки, наверное, тоже давали знать о себе.Будучи школьником, я знал, что есть такая Книга – Библия. И хотя о Боге и о Слове Бога никто мне доброе слово не говорил, кроме бабушки, я чувствовал, что в этой Книге должны быть записаны какие-то очень важные тайны.Тяга была, но такая: «И хочется, и колется».И вот в то время, когда мы искали нечто очень важное и не знали, что это такое, в лабораторию вошла второклассница – настоящий ангелочек – и небесным голоском пропела:- Шалва-учитель, я вам подарок принесла…Ой, какая улыбка на ее лице сияла! Она протянула мне старинную книгу, потрепанную. Это был Новый Завет!- Кто тебе велел это передать? – спросил я с удивлением.- Никто. Папа все время читает ее, и я подумала, что она вам тоже будет интересна…- А папа знает, что ты взяла из дома эту книгу?- Да, я попросила дать мне, чтобы вам подарить!- А он что?- Он сказал – хорошо… И я вам дарю ее…И она побежала – счастливая, что преподнесла мне Радостную Весть.В старинной книге были закладки, и я начал читать эти страницы.Неужели для меня отец ангелочка закладывал страницы?Впервые я читал величайший из всех гимнов – Гимн о Любви. Читал, впитывал и начинал понимать, ч т о есть Любовь, которая дарована человеку Господом Богом: Бог есть Любовь, сам Бог есть Любовь! Она творящая всемогущая сила, энергия творческая, неисчерпаемая.В Гимне этом я познал и источник смысла жизни, и основу педагогики. Я выучил его наизусть и даже нашел свой способ записать на бумаге так, чтобы подчеркнуть значимость каждого слова и каждой фразы.Действительно, в основе классических педагогических учений нетрудно обнаружить христианские начала, что и делает их учениями из Будущего.Так маленький ангелочек дал импульс расширению моего педагогического сознания.Там, где не царствует ЛюбовьГуманная педагогика, как она сложилась в моем сознании и практике, есть вариация на тему классической педагогики. Она отличается от традиционной авторитарной педагогики не тем, что призывает образовательный мир к ненасилию, а тем, что выводит из обихода педагогического сознания и образовательной действительности насилие как понятие и как деяние.Если в образовательном процессе есть насилие, значит, есть и причина, его порождающая. Причина эта лежит в самом образе мышления тех, которые теоретизируют педагогику (то есть ученых), и тех, которые строят практику (то есть учителей и воспитателей).Причина не мелочная, не такая, чтобы было бы достаточно умоляюще попросить учителей и воспитателей не пользоваться насилием применительно к своим ученикам и воспитанникам. Попросить, конечно, можно, можно и пристыдить их, даже пригрозить законом, но они, учителя и воспитанники, если даже сто раз пообещают, что так больше не будут, все равно то и дело будут применять насильственные меры. И это потому, что причина, провоцирующая их на силовой подход к детям, есть опора, точка отсчета педагогического сознания: материалистический взгляд на мир образования, на самих детей. Материалистическое педагогическое сознание ведет учителя к такому роду образовательной практики, когда знание превращается в товар и в предмет купли-продажи, когда святое служение становится услугой и тоже подвергается продаже, когда не наблюдаемые и не измеряемые материалистическими мерками следствия воспитания и духовного роста (скажем, великодушие, благородство, совесть, справедливость, вера, любовь) отклоняются как не имеющие товарный вид, когда личность школьника воображается как ходячая цифра в виде отметок и баллов, когда…Материалистическое педагогическое сознание может иметь только одно детище – авторитарную педагогическую практику. В нем не приживется принцип Песталоцци – «мысля любить и любя мыслить», у него свой принцип – «мысля требовать и требуя мыслить». Детей можно любить, если они не будут мешать педагогическому процессу; их можно любить, если они хорошие, а нехороших лучше вывести из сферы преподавания.Но неужели нужна будет глубокая наука, чтобы понять:Там, где не царствует Любовь,троном обязательно завладеет злоба.Там, где не почитается Дух,будут обязательно почитать выгоду.Там, где нет веры, обязательновосторжествуют неверие и недоверие.Там, где нет Света,обязательно наступит тьма.И вообще там, где не нуждаются в Боге,обязательно возрадуется безбожие.Авторитарная педагогика, конечно, осознает свою неприглядность. Потому сама же призывает себя к ненасилию, прикрывается возвышенными понятиями, в том числе понятием гуманности.Но гуманность – понятие высшего порядка: оно означает «богопознание»; гуманный тот, кто познает в себе Творца, познает Свет в себе.
Комментарии